Персоны (5). © Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос Ветрова: Сами по себе или с руководителем

Елисеев Алексей Станиславович - бортинженер космических кораблей (КК) "Союз-4"-"Союз-5", "Союз-8", "Союз-10", лётчик-космонавт СССР N 15.

Родился 13 июля 1934 года в городе Жиздра Калужской области в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1967 года. В 1957 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. Работал в ОКБ-1 (конструкторское бюро, руководимое С.П. Королёвым), где принимал участие в создании образцов космической техники.

С 1966 года - в Отряде советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа "Союз", орбитальных станциях типа "Салют", а также для полёта на Луну.

Совершил 3 космических полёта в качестве бортинженера КК типа "Союз".

Первый - 15-17 января 1969 года на корабле "Союз-5" (командир КК - Волынов Борис Валентинович, инженер-исследователь - Хрунов Евгений Васильевич). Впервые в мире космонавты Елисеев А.С. и Хрунов Е.В. осуществили переход через открытый космос в корабль "Союз-4" (командир КК - Шаталов Владимир Александрович), на котором возвратились на Землю. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года за успешное выполнение задания и проявленные при этом мужество и героизм Алексею Станиславовичу Елисееву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 10716).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года Елисеев Алексей Станиславович награждён второй медалью "Золотая Звезда" за успешное осуществление полёта на КК "Союз-8", участвовавшем в групповом полете космических кораблей "Союз-6" и "Союз-7".

Третий полёт в космос А.С. Елисеев совершил 23-25 апреля 1971 года на корабле "Союз-10", совместно с командиром КК Шаталовым В.А. и инженером-исследователем Рукавишниковым Н.Н. Впервые в мире была осуществлена стыковка космического корабля и орбитальной станции "Салют", но предполагавшаяся 3-недельная работа на борту орбитальной станции не состоялась из-за возникших технических неисправностей...

По завершении космических полётов А.С. Елисеев в 1971 - 1975 годах работал в Центре управления полетом. С 1973 года - доктор технических наук. В 1975-1985 годах являлся заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения "Энергия". В 1985 - 1991 годах - ректор Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана. Кроме научной работы, активно занимался общественной работой. В 1986 - 1991 годах являлся заместителем Председателя Парламентской группы СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва. Народный депутат СССР (1989-1992 годы). В 1981-1991 годах - председатель Президиума советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество "Родина"). В 1991-1992 годах - председатель исполкома ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (ассоциация "Родина"). Член-корреспондент Международной академии астронавтики.

Награждён 3 орденами Ленина, иностранными орденами. Герой Социалистического труда Народной Республики Болгария, Герой Труда Германской Демократической Республики. Удостоен золотой медали имени Ю.А. Гагарина, золотой медали имени К.Э. Циолковского АН СССР, почётного диплома имени В.М. Комарова и медали де Лаво (FAI).

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Елисеева А.С. установлен на его родине - в городе Жиздра.

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Днепропетровск (Украина).

Сочинения:
Техника космических полётов. М., 1983;
"Жизнь - капля в море". - М.: Издат. дом "Авиация и космонавтика", 1998.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем

Источники
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975
Ребров М.Ф. Советские космонавты. - Изд. 2-е, доп.- М.,1983.
Романов А.П., Лебедев Л.А., Лукьянов Б.Б. Сыны голубой планеты. М.,1981

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1308

Бортинженер: Алексей ЕЛИСЕЕВ (космонавт-15)

И его уже знает читатель. В январе 1969 года он стартовал в составе экипажа корабля «Союз-5». Тогда впервые был осуществлен переход космонавтов из корабля в корабль, а точнее – из одного рабочего отсека орбитальной станции в другой. Тогда впервые получила признание новая профессия: бортовой инженер космического корабля. Он стал первым ее представителем.

И вот снова Алексей в полете. На этот раз усложнились задачи бортинженера, как и усложнилась вся программа нового космического эксперимента. Так сегодня. А завтра? Этот вопрос для него не нов. Он уже отвечал на него после своего первого свидания со звездами. Мы перескажем его мысли его же словами.

«Познание космоса началось, но мы только раскрыли глаза. Нам предстоит еще долго смотреть и анализировать, прежде чем мы поймем закономерности космической стихии, поймем механизм ее воздействия на земные явления. Мы уже многое знаем, но неизмеримо больше нам предстоит узнать. И для этого люди будут создавать лунные обсерватории, долговременные орбитальные станции, отправятся к далеким планетам.

Давайте попытаемся заглянуть вперед на десятилетия, попытаемся представить себе обязанности экипажей кораблей будущего, сроки путешествий которых будут увеличиваться от нескольких недель до нескольких лет. Некоторые тенденции уже прослеживаются сегодня.

Увеличение объема и сложности научных исследований, усложнение управления кораблем, большие длительности полетов, удаление на громадные расстояния от Земли – все это потребует еще более высокой подготовки космонавтов. В зависимости от научных задач полета на корабле или орбитальной станции могут находиться, кроме командира летчика-космонавта, еще и астроном, геофизик, метеоролог, механик, биолог и т. д. Каждый из этих ученых-космонавтов должен быть высококвалифицированным специалистом, и не только в своей области. В полете экипажу придется решать весьма сложные задачи, относящиеся к различным отраслям науки и техники.

Первая задача – это космическая навигация. Уже современные ракеты-носители выводят корабль очень точно. Даже специалисты называют достигнутую точность фантастической. Однако и при такой точности выведения во время дальних и длительных полетов накапливаются значительные ошибки. При полете, например, к Марсу или к Венере промах за счет накопления ошибок может составить десятки тысяч километров. С другой стороны, мы знаем, что для возвращения на Землю, скажем, космических аппаратов типа «Зонд» отклонение от расчетной траектории при входе в атмосферу Земли не должно превышать примерно десяти километров. Это значит, что в полете надо обязательно исправлять траекторию – проводить коррекцию. Отсюда следует, что необходимо прежде всего знать истинную траекторию полета, знать, насколько она отличается от расчетной. Для этого нужно будет систематически проводить измерения, а результаты наблюдений должны проходить сложную математическую обработку.

В земных условиях штурман (моряк или летчик) определяет траекторию корабля относительно как бы неподвижной Земли и только в двух измерениях: широта и долгота той точки, в которой в данный момент находится морское судно или самолет. Космический штурман должен построить траекторию корабля во всех трех пространственных измерениях, пользуясь для этой цели более сложной системой координат. Штурман должен учесть движение планеты, к которой летит корабль, определить время прибытия, вычислить, как следует направить корректирующий двигатель, когда и на какое время его включить, чтобы обеспечить прилет в заданный район планеты.

Все это требует очень глубоких математических знаний, умения работать с оптическими визирами, с бортовой вычислительной машиной, анализировать результаты расчетов, применяя методы прикладной математики и прикладной небесной механики.

Вторая большая задача, стоящая перед экипажем, – управление кораблем. Космический корабль в сравнительно небольшом объеме заключает целый комплекс сложнейших систем самого различного назначения. Достаточно назвать системы ориентации и стабилизации, терморегулирования, связи, обеспечения жизнедеятельности, контроля работы бортовой аппаратуры, медицинского контроля состояния экипажа.

Экипаж обязан непрерывно следить за работой всех этих систем, предупреждать возможные неисправности. Для этого нужно будет регулярно производить профилактические осмотры приборов, возможно, перенастраивать их и регулировать, а при длительных полетах и ремонтировать. Перед наиболее сложными и ответственными космическими экспериментами (как, например, посадка на другую планету или взлет с нее) экипаж должен уметь провести комплексные испытания всех основных систем. А уж если случилась какая неисправность, нужно уметь быстро и точно найти ее причины и с помощью имеющихся под рукой средств устранить.

По существу, экипаж корабля, находящийся в дальнем полете, волей-неволей должен взять на себя те функции по анализу работы и профилактике бортовых систем, которые, например, в авиации выполняются высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом наземных служб. Поэтому членам экипажа необходимы отличные знания в области электроники, электротехники, механики и т. д.

Еще одна из важных задач экипажа в дальнем космическом рейсе – это поддержание в кабине корабля нормальных условий для жизни. Необходимо следить за составом атмосферы в жилых отсеках, уровнем радиации, санитарно-бытовыми условиями, При длительном полете экипажу придется регенерировать питьевую воду, кислород.

Заболевание любого из членов экипажа космического корабля ставит под угрозу выполнение программы полета. Поэтому на борту должно быть хорошее медицинское обслуживание. Нужно, чтобы космонавт всегда, в любой момент мог рассчитывать на квалифицированную врачебную помощь. Таким образом, и к биологической и к медицинской подготовке космонавтов тоже предъявляются высокие требования.

Совершенно ясно, что все эти задачи не под силу решать одному человеку. Экипажи дальних космических кораблей будут состоять из группы космонавтов, обязанности между которыми будут четко распределены, подобно тому как, например, сейчас распределяются обязанности между членами экипажей воздушных лайнеров. Понятно, что одновременно космонавты должны обладать и определенным универсализмом для взаимозаменяемости в случае необходимости.

Как видите, у будущих космонавтов обязанностей будет более чем достаточно. И те, кто сегодня спрашивает нас, как стать космонавтами, кто собирается посвятить свою жизнь космосу, должны готовиться к тому, что им придется овладеть целым «спектром» профессий и по крайней мере одной в совершенстве».

Он уже наступил, этот новый этап в плане исследования и освоения космоса. Наука сама, своими глазами осмотрелась в безбрежном океане звезд. Три корабля вышли на разные орбиты. На борту каждого из них находились люди разных профессий: летчики – мастера управления сложными машинами, инженеры и ученые – мастера в познании процессов и законов мироздания.

И все-таки что же сказать о нем самом – об инженере Алексее Елисееве? Добрый? Упорный? Талантливый инженер? Способный исследователь?.. Все это верно. В «Звездном» к нему относятся с большим уважением. Почему?

«Я не думаю, чтобы он специально искал возможности всем понравиться, – говорит о нем его тезка Алексей Леонов. – Просто такой уж человек обаятельный. Очень скромен, тактичен. Долгое время у нас никто не знал, что он мастер спорта по фехтованию – прекрасно фехтует на штыках. Леша считал, что ему хвастать особенно нечем...

Эта скромность, тактичность, большая выдержка характерны для него. Есть у Елисеева прекрасное качество – умение слушать собеседника. Он не перебьет его, даст изложить все аргументы и потом спокойно выскажет свою точку зрения... Леша увлекается живописью, собирает коллекцию репродукций, старается не пропускать выставок, в числе его любимых писателей Ильф и Петров, Гашек, Чехов. Это понятно, по складу своего характера он веселый, остроумный человек. Умеет иногда с каменным лицом устраивать розыгрыш. Вряд ли ему удастся воспользоваться этим в космосе – товарищи его хорошо знают...»

Да, товарищи знают Алексея Елисеева, коммуниста и космонавта.

ТОКИО. Все японские газеты продолжают широко комментировать новое достижение Советского Союза в освоении космического пространства, помещают фотографии советских космонавтов, подробно рассказывают о биографиях покорителей космоса.

Наблюдения «семерки смелых», как называет «Санкэй симбун» советских героев-космонавтов, наверняка обогатят науку неизмеримым количеством новых фактов.

«Майнити» подчеркивает, что советский космический эксперимент явится самым выдающимся техническим достижением в истории.

ТАСС БЛАГОДАРИМ ЗА ДОВЕРИЕ Центральному Комитету КПСС Президиуму Верховного Совета СССР Советскому правительству

От имени экипажей космических кораблей «Союз» докладываем Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза, Президиуму Верховного Совета СССР и Советскому правительству:

Сейчас в околоземном космическом пространстве успешно осуществляют групповой полет пилотируемые корабли «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Семь советских космонавтов приступили к выполнению широкой программы научно-технических исследований, наблюдений и экспериментов. Наш дружный космический коллектив уверен, что намеченная программа по изучению космоса будет выполнена полностью.

Настроение отличное, чувствуем себя хорошо.

Горячо благодарим ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Советское правительство за оказанное доверие.

Космонавты: ШОНИН, КУБАСОВ, ФИЛИПЧЕНКО, ВОЛКОВ, ГОРБАТКО, ШАТАЛОВ, ЕЛИСЕЕВ. СОВЕТСКИЙ НАРОД ЖЕЛАЕТ ВАМ УСПЕХА Приветственная телеграмма руководителей партии и правительства космонавтам товарищам Шонину Георгию Степановичу, Кубасову Валерию Николаевичу, Филипченко Анатолию Васильевичу, Волкову Владиславу Николаевичу, Горбатко Виктору Васильевичу, Шаталову Владимиру Александровичу, Елисееву Алексею Станиславовичу

Дорогие товарищи!

От имени Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР горячо поздравляем вас с успешным групповым полетом космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Впервые в истории освоения космического пространства на околоземной орбите находится одновременно три пилотируемых корабля. Это выдающееся достижение в области космонавтики служит новым доказательством высокого уровня развития советской науки и техники, неисчерпаемых творческих возможностей советского народа.

Весь наш народ желает вам успешного выполнения задания и благополучного приземления.

Обнимаем вас и ждем на родной земле.

Л. И. БРЕЖНЕВ, Н. В. ПОДГОРНЫЙ, А. Н. КОСЫГИН.

,

командир космического корабля «Восток-2»

03. НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич (5 сентября 1929 - 3 июля 2004) - ВикипедиЯ ,

командир космических кораблей «Восток-3» и «Союз-9»

04. ПОПОВИЧ Павел Романович (5 октября 1930 - 30 сентября 2009) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восток-4» и «Союз-14»

05. БЫКОВСКИЙ Валерий Федорович (род. 2 августа 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восток-5» и «Союз-22»

06. НИКОЛАЕВА-ТЕРЕШКОВА Валентина Владимировна (род. 6 марта 1937) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
первая в мире женщина-космонавт, командир космического корабля «Восток-6»

07. КОМАРОВ Владимир Михайлович (16 марта 1927 - 24 апреля 1967) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восход» и «Союз-1»

08. ФЕОКТИСТОВ Константин Петрович (7 февраля 1926 - 21 ноября 2009) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
научный сотрудник, член экипажа космического корабля «Восход»

09. ЕГОРОВ Борис Борисович (26 ноября 1937 - 12 сентября 1994) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
врач, член экипажа космического корабля «Восход»

10. БЕЛЯЕВ Павел Иванович (26 июня 1925 - 10 января 1970) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Восход-2»

11. ЛЕОНОВ Алексей Архипович (род. 30 мая 1934 года) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
первый человек, вышедший в открытый космос, второй пилот космического корабля «Восход-2» и командир космического корабля «Союз-19»

12. БЕРЕГОВОЙ Георгий Тимофеевич (15 апреля 1921 - 30 июня 1995) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй - за полёт в космос, командир космического корабля «Союз-3»

13. ШАТАЛОВ Владимир Александрович (род. 8 декабря 1927) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-4», «Союз-8» и «Союз-10»

14. ВОЛЫНОВ Борис Валентинович (род. 18 декабря 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-5» и «Союз-21»

15. ЕЛИСЕЕВ Алексей Станиславович (род. 13 июля 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-4», «Союз-5», «Союз-8» и «Союз-10»

16. ХРУНОВ Евгений Васильевич (10 сентября 1933 - 19 мая 2000) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
инженер-исследователь, член экипажа космических кораблей «Союз-4», «Союз-5»

17. ШОНИН Георгий Степанович (3 августа 1935 - 6 апреля 1997) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Союз-6»

18. КУБАСОВ Валерий Николаевич (7 января 1935 - 19 февраля 2014) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-6», «Союз-19» и командир космического корабля «Союз-36»

19. ФИЛИПЧЕНКО Анатолий Васильевич (род. 26 февраля 1928) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-7» и «Союз-16»

20. ВОЛКОВ Владислав Николаевич (23 ноября 1935 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-7» и «Союз-11»

21. ГОРБАТКО Виктор Васильевич (род. 3 декабря 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
инженер-исследователь на космическом корабле «Союз-7», командир космических кораблей «Союз-24» («Салют-5») и «Союз-37» («Салют-6»)

22. СЕВАСТЬЯНОВ Виталий Иванович (8 июля 1935 - 5 апреля 2010) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-9» и «Союз-18»

23. РУКАВИШНИКОВ Николай Николаевич (18 сентября 1932 - 19 октября 2002) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
инженер-испыпатель на космическом корабле «Союз-10», бортинженер космического корабля «Союз-16» и командир космического корабля «Союз-33»

24. ДОБРОВОЛЬСКИЙ Георгий Тимофеевич (1 июня 1928 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Союз-11»

25. ПАЦАЕВ Виктор Иванович (19 июня 1933 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
инженер-испыпатель на космическом корабле «Союз-11»

ЦИТАТЫ:
«Есть хобби, которое можно было бы заключить в кавычки, основываясь на том, что достаточно плотный был график подготовки. Вот это время я решил посвятить воспитанию своего сына.»
«Дай бог нам и всем ребятам, которые сейчас на борту, чтобы была работа, чтобы был аппетит.»
«Когда смотришь на Землю просто невооруженным глазом, практически ничего не видно. И это здорово. Земля по-прежнему еще та планета, на которой можно жить. Но, если берем объектив фотоаппарата, уже наблюдаем локальные негативные моменты: нефтяные пятна, например.»

ИНТЕРВЬЮ:

Слушать интервью

Минаев: Утреца всем добрейшего, друзья дорогие! На Ретро FM продолжает традиционная космическая неделя, посвященная грядущему дню космонавтики. У нас снова в студии гость. Гость космический, это герой России, космонавт Сергей Ревин. Доброе утро!

Ветрова: Здравствуйте!

Сергей: Доброе утро.

Дима: Ну и сразу вопрос…

Минаев и Ветрова: Подожди, подожди!

Минаев: Поздравляем вас с наступающим Днем космонавтики! Естественно, всего хорошего и всего космического!

Сергей: Спасибо!

Дима: Пока у вас за плечами только один полет, но зато какой! 125 суток, если не ошибаюсь. Когда следующий?

Сергей: Надеюсь, на лучшее. Пока что, ждем очереди. 2016-й год уже распланирован. Но, надеемся, может быть, на последующие годы.

Минаев: А вы в расслабленном состоянии ждете? Или не дают расслабиться?

Сергей: Напряженно, я бы даже сказал.

Минаев: Даже так?

Сергей: Это напряжение связано больше с функцией нашего космического отряда, мы работаем постоянно с ребятами, с молодежью. Постоянно в разъездах. Это традиция, которую заложил Алексей Юрьевич Гагарин. Поэтому мы следуем по его стопам. Сейчас я после полета защитил педагогическую диссертацию.

Минаев: Так вы еще и педагог теперь получается? Со званием.

Ветрова: А у вас бывает какой-нибудь отпуск нормальный, чтобы ничего не делать? Четыре недели, две недели хотя бы?

Сергей: Отпуск у нас большой, на самом деле. Но все равно что-то хочется делать.

Минаев: А хобби? Марки, может, коллекционируете? Рассматриваете их весь отпуск в течение месяца?

Ветрова: Саш, ну что ты по себе всех судишь?

Сергей: Есть хобби, которое можно было бы заключить в кавычки, основываясь на том, что достаточно плотный был график подготовки. И после полета было несколько плотненько. Вот это время я решил посвятить воспитанию своего сына.

Ветрова: А сколько ему?

Сергей: Ну, уже большой, 14.

Ветрова: Ого!

Сергей: Боюсь опоздать, поэтому усилил свое воздействие.

Дима: Курит?

Сергей: Нет, он спортсмен пока что.

Ветрова: Привет ему большой.

Минаев: Какой вид спорта?

Сергей: Теннис.

Минаев: Ну что ж, теннисисты зарабатывают неплохо. Побольше космонавтов, наверное!

Сергей: Мы пока тратим. Пока вкладываем.

Минаев: Правильно. Вы говорили, что ждали первого полета 16 лет. Скажите, если бы не случилось этого, насколько бы хватило вашего терпения? У вас какая-то планка была поставлена? Например, 20 лет – и все – ухожу в монастырь!

Сергей: Единственная планка – это здоровье.

Минаев: Получается, ждали бы тогда бесконечно.

Сергей: Пока бы не состарился, во всяком случае.

Минаев: Вы говорили, во время полета распорядок не такой плотный существует. Там обязательный пункт – это прием пищи. А если нет аппетита, все равно нужно через силу есть? Контролирует кто-то прием пищи на станции?

Сергей: Слава богу, что аппетит у меня был и есть до сих пор.

(смеются)

Минаев: И будет!

Сергей: Надеюсь! А он был, потому что была постоянная работа. Поэтому дай бог нам и всем ребятам, которые сейчас на борту, чтобы была работа, чтобы был аппетит.

Минаев: Ну, за этим кто-то следит: поел, не поел? Помылили тарелки?

Сергей: Командир!

Минаев: Командир?

Сергей: Да шучу! Командир не следит.

Ветрова: Слушайте, а во сколько на МКС начиналось ваше утро? И во сколько начинается здесь?

Сергей: Ну, примерно одинаково. В 6 или 7 часов подъем, завтрак – и пошла работа.

Ветрова: А как отличается земной и космический завтрак?

Сергей: Еду собираешь на Земле, опираясь на свои земные привычки.

Минаев: Вот вы 125 дней там находились. Вы составили меню на 125 дней? 125 разных завтраков у вас получилось?

Сергей: Периодическое повторение, скажем так. Конечно, по ходу можно компоновать и в космосе. Но основа все равно земная.

Ветрова: Мы знаем, что иногда в космосе резко меняется вкус, как у беременных. Хочется соленого, например.

Сергей: Я все-таки не был беременным, поэтому вкус у меня, видимо, как-то не изменился. Я предполагал, что меня может на что-то потянуть, но я эту готовку сделал. Черничное варенье.

Ветрова: На МКС вы проводили эксперименты, как мы знаем, какие-то исследования, связанные с полетом на Марс. В чем они заключаются, поясните.

Сергей: Я бы сказал, что это общее направление медицинское. Вся информация накапливается, а общая идея этих направлений – надо понять воздействие невесомости на человека. Тот же полет на Марс длится примерно восемь месяцев. Туда надо прилететь здоровым, работать на поверхности здоровым, оттуда улететь здоровым и прилететь на Землю тоже здоровым.

Ветрова: Вопрос возник. В космос летали разные животные. Почему котов в космос не берут?

Минаев: Метят!

Дима: Воняют!

Сергей: Они же сами по себе гуляют, а у нас коллектив должен быть сработанный.

Ветрова: Но, в принципе, это реально?

Минаев: Кого угодно можно запустить. Просто результат какой будет?

Ветрова: Ну, кот – это такое животное, которое стресс снимает.

Сергей: Это в земных условиях, а там…

Минаев: Неизвестно, кто кому стресс снимать будет.

Сергей: Хотя это теоретически, наверное, можно. Киску туристом. Или вместо туриста послать.

Минаев: Вместо свиньи кота подложить.

Сергей: Прямо в кресле – пусть кот летит. За деньги.

Минаев: Сергей, вы ведь какие-то проводили на борту эксперименты по заявкам школьников.

Сергей: Два эксперимента. Ребята сделали небольшую летающую тарелочку с двигателями. Было интересно ребятам изучить полет тарелки такой конструкции. Второй эксперимент – это поведение жидкости различной плотности в невесомости. Фотографировали, докладывали – ребятам это было интересно.

Минаев: Иностранцы косы не смотрят, что вы такими детскими забавами занимаетесь?

Сергей: Они сами иногда занимаются. В частности, были у них все время – когда еще шаттл летал –игрушки на резиночке.

Минаев: Наверное, для того, чтобы отмазываться, мол, эксперименты ставим.

Ветрова: Мы слышали ваше высказывание о космических туристах, что вы в принципе не против них, пусть летают, но сами по себе. Единственная проблема, что они занимают ваше место в очереди на полет в космос.

Сергей: На том этапе получалось, на мой взгляд, корректно. Сейчас более корректно этот бизнес организован. Главное, правильно организовать бизнес. Чтобы ребята, которые ждут свой полет, пять, десять лет не стояли в очереди…

Ветрова: …из-за этих туристов противных!

Сергей: Ну, не из-за них, из-за работы, которая может быть неправильно организована.

Ветрова: Туристы не занимаются ничем таким… Ну, скажем, они просто летят, смотрят, восхищаются, фотографируют? Или они все-таки…

Минаев: …руки суют куда-нибудь?

Сергей: Я знаю, что многие из них потом, конечно, пишут какие-то книги о своих впечатлениях. Издают их…

Минаев: И отбивают от полета, я так понимаю…

Сергей: В какой-то степени, да… У них своя фирма, естественно, презентация фирмы идет. Возможно, здесь какое-то взаимовыгодное сотрудничество.

Ветрова: А они какие-то технические моменты изучают? Ручки все эти, рычажки…

Сергей: Ну, туалет должны знать.

(смеются)

Минаев: А там тоже ручки и рычажки?

Сергей: И кнопочки.

Ветрова: С ними летит один профессионал-космонавт, так получается?

Сергей: Один или два.

Ветрова: То есть им ничего знать не нужно.

Сергей: Главное, чтобы ничего не нажали не по команде.

Дима: Сара Брайтман концерты будет шефские давать. Будете слушать, как она оттуда поет.

Сергей: Ну, посмотрим, я не знаю. Посмотрим. Дай бог, чтобы у нее получилось.

Минаев: У нас уже Кристина на проводе, она из Москвы дозвонилась.

Кристина: Сергей, здравствуйте!

Сергей: Добрый день!

Кристина: Ой, как приятно вас слышать! Вот мой вопрос, сколько космонавтов на борту МКС постоянно тренируется? На Земле вы посещаете тренажерный зал, может быть, бегаете по утрам? Соблюдаете ли диету?

Сергей: Конечно, мы живем как студенты, по расписанию. Почти каждый день в нашем дневном расписании есть физкультура – два часа. Мы приходим, бегаем, плаваем, качаем мышцы.

Ветрова: Сами по себе или с руководителем?

Минаев: Физрук-то есть?

Сергей: Так как мы взрослые люди, наша задача поддерживать форму. А некоторые приходят в тот момент, когда нужно сдать контрольные цифры, нормы.

Дима: Ну-ка, покажи нам, что ты тут набежал!

Минаев: То есть, что-то вроде ГТО.

Сергей: Надо определенное количество раз подтянуться.

Минаев: А сколько, кстати, космонавт должен подтягиваться?

Сергей: 15.

Минаев: Ух ты! Это больше, чем…

Ветрова: …чем может Саша!

(смеются)

Минаев: Больше, чем нормы ГТО. Я вообще не могу!

Дима: С диетой что?

Сергей: У нас летная столовая, все ребята в основном ходят в летную столовую. Там сейчас кормят уже совсем хорошо. То есть, обычная диета.

Минаев: Ну, а дома-то, вечерком, в расслабленном состоянии? Вы ночью, кстати, к холодильнику подбираетесь?

Дима: И на станции?

Минаев: Пока все спят.

Сергей: Нет, нет, нет. Я ночью плотно сплю – заснул и все.

Минаев: А на станции кто-нибудь по ночам ест?

Дима: Было такое?

Сергей: У нас на станции подушек нет, поэтому негде было прятать.

Минаев: Понятно! Втихаря никто там не тащил! А расскажите нам о намерениях нашего космического руководства. С МКС что будет? Что будет с развитием Луны?

Ветрова: Мы слышали, что орбиту МКС хотят перенести ближе к Луне.

Сергей: Сейчас таких точных проектов нет, насколько я знаю. Только теоретические мысли. Что касается МКС, то она будет на своей орбите, дай бог, еще подольше полетает. Скорее всего, будет принято все-таки решение о продлении нашего участия и после 2020-ого года. За это время, наверное, удастся сформулировать нашу космическую политику. Потому что концепцию развития космонавтики никак не могут принять. Рогозин же сказал не так давно, недели три назад поставил задачу, вернее, озвучил: обеспечить лидерство в космосе. Поэтому, я надеюсь, это лидерство в космосе будет обеспечено и за счет пилотируемой космонавтики тоже. Будем ждать. Может быть, в течение полугода все это обозначится.

Минаев: А если вам предложат на Луну переселиться? Там сделают базу с постоянным местом жительства. Выделят вам там эти самые 6 соток, домик, огородик, и скажут: «Сергей, нам надо, чтобы вы там жили».

Сергей: Если пробурят еще скважину…

Минаев: Там будут все системы жизнеобеспечения.

Сергей: С удовольствием. Вообще, покинуть Землю здорово. Ну, не навсегда, конечно.

Минаев: Ну, это рядом, можно будет летать на выходные.

Сергей: С Луны наша планета хорошо видна, красивая. Я бы с удовольствием слетал, поработал бы там.

Минаев: Только все-таки поработать?

Сергей: Ну, пожить, поисследовать. Если будет задача – вернуться.

Дима: А если не будет?

Сергей: Я думаю, что все-таки наше руководство гуманное…

Дима: Как в анекдоте, где на солнце ночью летали…

Минаев: Вы же серьезными экологическими проблемами занимаетесь. И на МКС тоже занимались этим вопросом. А какие проблемы, связанные с экологией, видны из космоса, если смотреть на Землю?

Сергей: Когда смотришь на Землю просто невооруженным глазом, практически ничего не видно. И это здорово. Земля по-прежнему еще та планета, на которой можно жить. Но, если берем объектив фотоаппарата, уже наблюдаем локальные негативные моменты: нефтяные пятна, например. Мы периодически смотрим за этим делом. Смотрим за ледниками и за многим другим. Я практически постоянно лазил за панелями на станции, смотрел, есть ли там грибки, плесень, какая-то влага. Я могу сказать, что ее нет. Экология в порядке. А снаружи, конечно, есть небольшие проблемы. Микро-микро трещинки, много побитых иллюминаторов снаружи.

Минаев: Вы говорите, иллюминаторы, какие-то мелки повреждения снаружи есть. А есть возможность техническая заменить иллюминатор, само стекло, в космосе?

Сергей: Насколько мне известно, нет таких работ. Пока идет наблюдение, я так думаю, это сильно мешает работе, наблюдению за Землей. Но больших проблем нет.

Минаев: Это хорошо, когда нет проблем.

Ветрова: Пусть их не будет никогда.

Сегодня летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко отмечает свой 80-летний юбилей.

В поздравительной телеграмме Президента Дмитрия Медведева, в частности, говорится : «Знаменитый лётчик-космонавт, профессионал высочайшего класса, Вы участвовали в трёх орбитальных экспедициях, многое сделали для реализации отечественной космической программы и крупных научно-исследовательских проектов».

Руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин в своем поздравлении отметил , что юбиляр - один из тех космонавтов, которые являются олицетворением эпохи прорыва человека в космос и чья плодотворная общественная деятельность, направленная на популяризацию российской космонавтики, бесценна для воспитания молодежи.

Георгий Гречко родился 25 мая 1931 года в Ленинграде. В 1955 году закончил с отличием Ленинградский механический институт, работал в конструкторском бюро, член КПСС.

С 1966 года в Отряде советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз», а также для полёта на Луну.

С 11 января по 9 февраля 1975 года совместно с Алексеем Губаревым совершил свой первый полет на космическом корабле «Союз-17» в качестве бортинженера.

12 января 1975 года корабль произвел стыковку с находившейся на орбите 1974 года орбитальной станцией «Салют-4». Полет продолжался 29 суток 13 часов.

С 10 декабря 1977 года по 16 марта 1978 года совместно с Юрием Романенко совершил полет в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-26» и орбитальной станции «Салют-6». В полете, длившемся 96 суток 10 часов, к орбитальной станции пристыковывались пилотируемый космический корабль «Союз-27», первый в истории автоматический грузовой транспортный корабль «Прогресс-1» и космический корабль «Союз-28».

Возвратился Гречко на корабле «Союз-27». После этого полета ему было присвоено звание Героя ЧССР.

Третий полет он совершил с 17 по 26 сентября 1985 года в качестве бортинженера совместно с командиром Владимиром Васютиным и космонавтом-исследователем Александром Волковым на космическом корабле «Союз Т-14» и орбитальной станции «Салют-7».

После работы на борту орбитального комплекса «Салют-7» - «Союз Т-13» - «Союз Т-14», возвратился на Землю вместе с Владимиром Джанибековым на космическом корабле «Союз Т-13». Это было окончанием «спасательной» экспедиции Джанибекова-Савиных на утратившую управление с Земли орбитальную станцию.

Гречко был ведущим телевизионной программы «Этот фантастический мир» с 1977 по 1990 годы, работал также вице-президентом ОТП Банка.

Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса (18.05.1978). Доктор физико-математических наук (17.02.1984). Кандидат в мастера по автомобильному спорту, имеет 2-й разряд по планеризму, 3-й разряд по самолетному спорту, 2-й разряд по стрельбе из винтовки и пистолета, 1-й разряд по парашютному спорту (64 прыжка).

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Гергия Гречко установлен на его родине в Московском Парке Победы Санкт-Петербурга.

Он награжден двумя медалями Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, многими медалями, втом числе «За заслуги в освоении космоса», «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «За освоение целинных земель».

Редакция Полит.ру присоединяется к поздравлениям!