Налогоплательщик не обязан. Права и обязанности налогоплательщика: основные понятия

Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой нало­гов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей - факультативные обязанности налогоплательщи­ков (схема 16).

Обязанности налогоплательщиков

Основные

1 Платить налоги и сборы, правильно исчислять, уплачивать в полном объ­еме,

уплачивать своевременно, уплачивать в установлен­ном порядке

2 Вести в установленном по­рядке учет доходов, расхо­дов, объектов налогообло­жения

3 Представлять налоговые декларации и необходимые сведения

4 Устранять выявленные на­рушения

Факультативные

1 Встать на налоговый учет

2 Сообщать налоговым орга­нам о существенных изме­нениях своего положения

3 Хранить документацию, связанную с нало! ообложе-нием

4 Представлять налоговым or ранам документы и ин­формацию

5 Не препятствовать закон­ным действиям должност­ных лиц налоговых орга­нов

Обязанность платить налоги и сборы Конституционной обязан­ностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Э то - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог, во-вторых, обязанность упла­чивать налог в полном объеме, в-третьих, уплачивать налог своевре­менно", в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке

Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что на­логоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязан­ность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налогоплательщики-организации ведут учет объ­ектов налогообложения на счетах бухгалтерского учета. Они исчис­ляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на ос­нове данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подле­жащих налогообложению либо связанных с налогообложением.



Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов, который ведется в по­рядке, определяемом Минфином России и МНС России. Как пра­вило, они обязаны вести специальную книгу учета доходов и расхо­дов.

Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, также обязаны вести учет необходимых для налогообложения дан­ных, но могут делать это в произвольных формах. Для исчисления ими подоходного налога используются также данные учета предпри­ятий - источников выплаты доходов (ст. 54 части первой НК РФ). Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в на­логовые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обя­заны представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обя­заны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Порядку заполнения и представления деклараций посвящены ст. 80 и 81 части первой НК РФ.

Налогоплательщик обязан представить декларацию на бланке установленной формы. В определенных законом случаях деклара­ция может быть подана на дискете или ином носителе, допускаю­щем компьютерную обработку.

Налогоплательщик обязан также представить декларацию в ус­тановленный законом срок. По выбору налогоплательщика декла­рация может быть представлена в налоговый орган лично или по почте. В последнем случае датой представления декларации являет­ся дата принятия отправления почтой

Налоговые органы должны создать условия для того, чтобы на­логоплательщик смог выполнить возложенные на него обязанности правильно и своевременно. Для этого НК РФ устанавливает, что бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно Для правильного их заполнения издаются инст-j рукции НК РФ предоставляет право издавать инструкции по за-S полнению деклараций и по федеральным, и по региональным, и по местным налогам исключительно МНС России по согласованию с Минфином России. Только в отдельных случаях, требующих осо­бого указания в законе, право на издание инструкции о заполнении декларации может быть предоставлено иным налоговым органам. Такой выбор законодателя объясняется необходимостью установле­ния единообразных требований, ограждающих налогоплательщика от местного бюрократического творчества. НК РФ особо подчерк­нул, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплатель­щика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплатель­щик, обязан по его просьбе разъяснить порядок заполнения формы деклараций (п. I ст. 32 части первой НК РФ).

Независимо от правильности заполнения декларации налого­вый орган не вправе отказать в принятии декларации и по просьбе налогоплательщика обязан сделать отметку на ее копии с указани­ем даты принятия. В случае отправки декларации по почте под­тверждением ее представления является опись вложения с указани­ем даты отправки.

В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не пред­ставляет в налоговый орган налоговую декларацию. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять нало­говым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законо­дательством о том или ином конкретном налоге (сборе).

Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в пол­ном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтап­но (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установлен­ных законодательством требований.

Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ дости­гать с финансовыми органами договоренности об изменении сро­ков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он опреде­ляется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.

Безнадежной считается задолженность, взыскание которой ока­залось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера Она списывается в порядке, установ­ленном Правительством РФ (в отношении федеральных налогов) либо исполнительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления в отношении региональных и местных налогов со­ответственно (ст. 59 части первой НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т.е. пе­ренос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налого­вом кредите. В силу ряда объективных причин, таких, как стихий­ные бедствия, технологические катастрофы, задержки бюджетного финансирования налогоплательщик может оказаться не в состоя­нии уплатить налог в установленный законом срок. Принцип спра­ведливости, требующий учета платежеспособности лица, предопре­деляет право налогоплательщика в указанных и подобных им слу­чаях претендовать на изменение сроков платежа налогов.

Данное право налогоплательщика связано с определением сро­ков платежа налога. Это не означает умаления обязанности уплачи­вать налоги в установленные сроки независимо от того, определен этот срок непосредственно законом или же соглашением, приня­тым на основе и во исполнение закона.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установлен­ный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также не­доимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При за­держке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Раз­мер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке, установ­ленном законодательством. Это означает, что до истечения уста­новленного законом срока уплаты налога налогоплательщик дол­жен представить в обслуживающий его банк платежное поручение на уплату налога с его расчетного счета либо внести наличные де­нежные средства в банк, а при отсутствии в данной местности от­деления банка - в кассу органа местного управления либо почто­вого отделения.

Обязанность по уплате налога по общему правилу исполняется в рублях. Однако в определенных случаях эта обязанность может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается приме­нительно к каждому налогу.

Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законода­тельства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устра­нить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщи­ком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, ауди­торов и др.) либо в результате контрольных действий налоговых органов

НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искаже­ний) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налого­вых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при не­возможности определения этого периода коррективы вносятся в те­кущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).

f Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вруче­ния ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности запол­нения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение пра­вил составления налоговой декларации не применяются (ст. 81 час­ти первой НК РФ).

Налоговые органы выявляют нарушения налогового законода­тельства в ходе проверок, других контрольных действий. Если про­веркой выявлены ошибки, противоречия, неточности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответст­вующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (подп. 6 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налоговые органы обяза­ны контролировать выполнение указанных требований (ст. 32 части первой НК РФ).

Факультативные обязанности налогоплательщиков. Факультатив­ные обязанности налогоплательщиков устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы. Если обязанность платить на­логи и сборы установлена Конституцией РФ и является обязанно­стью перед обществом и государством в целом, то факультативные обязанности устанавливаются законами и реализуются во взаимоот­ношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. Эти обя­занности устанавливаются для того, чтобы обеспечить условия эф­фективной реализации налоговыми органами своих функций, пре­жде всего контрольных.

Обязанность встать на налоговый учет. В предусмотренных На­логовым кодексом РФ случаях налогоплательщики обязаны встать на учет в органах МНС России.

Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщи­ка, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика на ос­новании информации третьих лиц.

На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязан­ность в течение 10 дней после их государственной регистрации (по­лучения лицензии, свидетельства и т.п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпри­нимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких дей­ствий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, ре­гистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирую­щих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.

По общему правилу регистрация проводится в налоговом орга­не по местонахождению организации или по месту жительства гра­жданина. Однако Налоговый кодекс РФ в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регист­рацию и в других территориальных налоговых органах. Организа­ции обязаны встать на налоговый учет также и по местонахожде­нию их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

И в этих случаях регистрация организаций проводится на осно­ве подаваемых ими заявлений, а физических лиц - на основе ин­формации органов, ведущих учет и регистрацию соответствующего имущества.

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваи­вается единый идентификационный номер, который затем простав­ляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведе­ния о налогоплательщиках группируются в Едином государствен­ном реестре налогоплательщиков.

Своевременное и правильное выполнение налогоплательщика­ми обязанностей по налоговой регистрации достигается примене­нием санкций за нарушение сроков постановки на учет в налого­вом органе и за уклонение от него (ст. 116 и 117 части первой НК РФ).

Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения На налогоплательщи­ка возлагается обязанность сообщать зарегистрировавшему его на­логовому органу об изменениях своего положения, существенных для налогообложения.

НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, о всех случа­ях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего местонахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта ин­формация предоставляется налогоплательщиком не по запросу на­логового органа, а по собственной инициативе. Установлены сро­ки представления указанной информации и ответственность за не­выполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).

Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложе­нием. Выполнение налоговым органом контрольных функций воз­можно только при наличии документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов нало­гоплательщиками. Поэтому НК РФ возлагает на налогоплательщи­ков обязанность обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих суммы полученных доходов и понесен­ных расходов, уплаченных налогов.

НК РФ устанавливает, что такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового пе­риода, к которому относится конкретный документ.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетно­сти в Российской Федерации» 1 устанавливает пятилетний срок хра­нения бухгалтерских документов (ст. 17). Однако ответственность за нарушение требований их сохранности установлена только НК РФ (ст. 120 части первой НК РФ).

Обязанность представлять налоговым органам документы и ин­формацию. Налогоплательщик обязан представлять по требованию налогового органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, необходимые для проверки. Эти документы в виде заверенных ко­пий должны быть представлены налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Отказ представить документы или их непредставление в установленный срок влечет наложение штрафа (ст. 126 части первой НК РФ).

Лицу может быть предъявлено требование представить имею­щиеся у него документы, содержащие сведения о другом налого­плательщике. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает обязан­ность налогоплательщика предоставлять налоговому органу необхо­димую информацию и документы в случаях и порядке, предусмот­ренных Кодексом. Статьей 126 части первой НК РФ установлены штрафы за отказ представить такие документы, уклонение от их представления, представление документов с заведомо недостовер­ными сведениями.

Однако законодатель не установил тех самых, предусмотренных ст. 23 части первой НК РФ, случаев и порядка, которые обусловли­вают обязанность представить документы. Поэтому указанное тре­бование остается декларативным.

Обязанность не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов. Статья 23 части первой НК РФ устанавлива­ет, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной дея­тельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В частности, должностные лица налогового органа при проведе­нии выездной проверки имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. Незаконное воспрепятствование доступу признается налоговым правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа установлена ст. 124 части первой НК РФ.

Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принужде­ния. Такие меры могут быть правовосстановительными и кара­тельными.

Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение нало­гоплательщиком его обязанностей по уплате налогов, а также воз­мещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты.

К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней В По­становлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что «неуплата налога в срок должна быть ком­пенсирована погашением задолженности по налоговому обяза­тельству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню или компенса­цию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога» 1 .

Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответ­ствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовре­мя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ори­ентируясь на обесценение денег в результате инфляции. Могут быть учтены и иные обстоятельства, например то, что государство из-за недополучения налогов вынуждено прибегать к заимствова­ниям и уплачивать проценты по займам.

Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют ис­ключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций.

В противоположность правовосстановительным карательные ме­ры принуждения возлагают на нарушителей налогового законода­тельства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в примене­нии иных мер воздействия. За наиболее тяжкие правонаруше­ния - преступления - установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, привлечения к обязательным работам, лишения свободы и др.

Юридическая ответственность за нарушения налогового законода­тельства - это комплекс принудительных мер воздействия каратель­ного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Ответственность за нарушения налогового законодательст­ва - совокупность различных видов юридической ответственности.Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько ви­дов юридической ответственности, гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Гражданская ответственность характерна для отношений юри­дически равных сторон. Налоговые отношения имеют государст­венно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имуще­ственная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера.

Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмеще­ние убытков регулируется гражданским правом.

Меры гражданской ответственности не направлены непосредст­венно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.

Меры дисциплинарной ответственности применяются за на­рушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены для работников негосударственных организаций в Трудовом ко­дексе РФ, а для должностных лиц налоговых органов, которые яв­ляются государственными служащими, - в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующим изменениями и дополне­ниями) 1 .

Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обя­занностей причинен ущерб предприятию, то он несет материаль­ную ответственность за этот ущерб.

Применение мер дисциплинарной и материальной ответственно­сти может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюде­ния этого законодательства. Так, если главный бухгалтер организа­ции нарушил правила налогообложения, то на него постановлением судьи может быть наложен административный штраф в случаях, пре­дусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП (ч. 1 ст. 32.1 КоАП РФ). Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, уволить по соответствующим основа­ниям). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед организацией, потерпевшей ущерб в результа­те уплаты штрафа, пеней. Данные отношения лишь косвенно связа­ны с налоговыми и налоговым правом не регулируются.

За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния могут применяться лишь меры администра­тивной или уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ).

Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как са­мостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисцип­линарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований О налоговой ответственности можно гово­рить только как о комплексном институте, объединяющем нормы раз­личных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоот­ношений

Так, иногда вместо термина «налоговая ответственность» при­меняют понятие «финансовая ответственность» По существу оно равнозначно понятию «финансовые санкции» в значении имущест­венной, денежной ответственности

Взыскания, установленные НК РФ (разд VI «Налоговые пра­вонарушения и ответственность за их совершение», глава 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совер­шение», глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, преду­смотренных законодательством о налогах и сборах, и ответствен­ность за их совершение»), являются мерами административной от­ветственности, которые применяются к налогоплательщикам, на­логовым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид администра­тивного правонарушения

При привлечении организации-налогоплательщика к админист­ративной ответственности за налоговые правонарушения по НК РФ виновные в совершении этих правонарушений должностные лица - законные представители организации (п 1 ст 27 НК РФ) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения в области на­логов и сборов на основании ст 15 3-15 9, 15 11 КоАП РФ

Согласно ст. 1622 КоАП РФ неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ, является административным право­нарушением и влечет наложение административного штрафа В этом случае субъектами ответственности выступают виновные в совершении данного правонарушения физические и юридические лица

Характерная черта административной ответственности - при­менение административного наказания в качестве меры ответствен­ности К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа

Специфических мер воздействия за нарушения налогового за­конодательства ни Налоговым кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено Эти меры сводятся к применению типичного административного на­казания - штрафа Выделяемые иногда особенности финансовых или налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правона­рушениях, установленном КоАП, и т п) характеризуют не сам штраф, предусмотренный НК РФ, а порядок его примененияСпецифических черт «финансового» или «налогового» штраФ а > не позволяющих отождествить его с административным, нет 1

Налоговое право регулирует ту часть финансового законодательства, в которой существуют определенные отношения между его субъектами, основанные на установлении и взимании налогов. В налоговом праве, как и в любом другом юридическом аспекте, если между субъектами имеют место некоторые отношения, то уместно говорить о таком их выражении, как права и обязанности налогоплательщиков.

Налогоплательщиками в РФ признаны физлица, организации, уплачивающие налоги и соблюдающие возникающие в этой связи обязанности. Правоотношения в сфере налогового законодательства могут возникать, прекращаться или изменяться только в результате возникновения соответствующих юридических фактов, дающих на это право.

Основные права налогоплательщика обеспечиваются Конституцией РФ, к ним относятся:

· Установление налогов только на законодательной основе.

· Введение запрета на обратную силу законов, регулирующих новые налоги, а также га налоги, ведущие к ухудшению положения налогоплательщика.

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков не имеют возрастных ограничений, потому что единственным условием их возникновения считается факт приобретения объекта, облагаемого налогом. Конечно, обязанности плательщиков (физлиц и организаций) разнятся уже только потому, что они имеют отличные друг от друга виды деятельности, собственности и хозяйствования.

Права и обязанности налогоплательщиков регулируются соответствующими статьями в Налоговом законодательстве.

Не будем останавливаться подробно на каждой категории, их четкое разграничение имеется в НЗ, следует упомянуть лишь один факт: список прав и обязанностей, данный в законодательстве, не является окончательным. В жизни возникают ситуации, разрешение которых происходит в соответствии с нормами, предусмотренными Гражданским, но никак не Налоговым кодексом РФ, что требует, прежде всего, ориентирования на права и обязанности субъекта как гражданина, а не налогоплательщика.

Права и обязанности налогоплательщиков

Плательщик имеет право:

· На получение бесплатной информации в письменной или устной форме о действующих на данный момент налогах (сборах) в органе.

· На получение от Минфина РФ письменных разъяснений, касающихся правомочности применения местными муниципальными образованиями норм ФЗ о налогах (сборах).

· На использование установленных в законодательном порядке

· На получение рассрочки, отсрочки, а также налогового кредита.

· На возврат или зачет излишне оплаченных в качестве налогов сумм;

· На представление собственных интересов самостоятельно или через представителя.

· На представление пояснений по уплаченным налогам уполномоченным органам.

· На личное присутствие при

· На получение копий принятых налоговыми инстанциями решений.

· На требование о соблюдении законодательных норм при совершении налоговыми инстанциями действий в отношении налогоплательщика.

· На отказ от выполнения неправомерных требований.

· На обжалование в законодательном порядке вынесенных актов, решений налоговых органов, должностных лиц.

· На требование о соблюдении налоговой тайны.

Плательщик налогов обязан:

· Платить налоги.

· Встать своевременно на учет в качестве налогоплательщика.

· Вести учет собственных доходов, если данная обязанность востребована законодательством.

· Предоставлять в местные органы в строго оговоренные сроки налоговые расчеты и декларации (если это требуется).

· По запросу налогового органа предоставлять книгу по учету хозяйственных операций (относится к ИП, практикующим нотариусам, адвокатам).

· Предоставлять необходимый перечень документов, на основе которого проводится исчисление налогов, в налоговые инстанции.

· Не препятствовать налоговым инстанциям, исполнять служебные обязанности, предусмотренные законом.

· Сохранять в течение 4-х лет налоговые и бухгалтерские сведения.

Права и обязанности налогоплательщиков, в качестве которых выступают ИП, организации, дополняются определенным перечнем сведений, которые они должны своевременно сообщать в местные налоговые инстанции.

Уплата налогов входит в обязанности каждого гражданина страны, поскольку эти средства идут на ее развитие и совершенствование во многих отраслях. Права и обязанности налогоплательщика – одна из констант законодательства.

Налог – некий платеж, равный сумме, регулируемой законодательством, который взимается на благо государства.

Это основной источник дохода государства. Полученные средства перенаправляются, согласно решению Государственной Думы, на различные нужды: ремонт дорог, строительство медицинских и образовательных учреждений, торговых точек и прочего.

Функции

Обязательство выплачивать платежи обусловлено их позитивным влиянием на развитие страны, которое кроется в их функциях:

  • Фиксальная – отвечает за накопление денежных средств в казне;
  • Регулятивная – способна регулировать состояние экономики и оказывать влияние на ее развитие.

Виды налогов

Платежи делятся по их территориальному перераспределению:

  • Местные – направляются на финансирование определенного города, являющегося местом проживания налогоплательщиков;
  • Центральные – являются источником средств для общей казны государства.

А так же согласно налогооблагаемому объекту:

  1. Прямые. Взимаются с недвижимости, прочего имущества или дохода. К примеру, существуют налоги на: прибыль; землю; недвижимость;
    транспортные средства.
  2. Косвенные. Те, которые входят в стоимость предметов, выставляемых на продажу, а так же оказываемых услуг.

Виды налогоплательщиков

Налогоплательщики – юридические и физические лица, которые обязаны выплачивать ту или иную сумму от дохода и собственности на благо государству с определенной периодичностью.

Согласно закону НК РФ классификация налогоплательщиков проходит по нескольким признакам, благодаря чему выделяются такие виды:

Физические лица:

  • Граждане РФ;
  • Имеющие вид на жительство;
  • Иностранцы, проживающие на территории РФ;
  • Частные предприниматели;

Юридические лица;

  • Обычные. Ими могут являться как физические, так и юридические лица имеющие стандартную систему налогообложения;
  • Малые. Предприниматели или фирмы, система налогообложения которых имеет упрощенный вид;
  1. Коммерческие организации;
  2. Некоммерческие организации;
  • Лица, пребывающие на территории РФ перманентно;
  • Лица, пребывающие на территории РФ временно.

Права налогоплательщиков

Права – одна из тех деталей, которую каждый гражданин Российской Федерации, либо иной страны, должен знать для защиты собственной личности и руководства ими пред агентами налоговых органов.

Кратко изложить права налогоплательщиков можно в следующих пунктах:

  • Получение информации, при условиях ее обновления, о вступающих в действие налогах, а так же условиях их сбора;
  • Получение письменных извещений или пояснения применения законов о налоговых сборах;
  • Получение льгот;
  • Обязанности налогоплательщиков не исключают права получения отсрочки выплаты сборов, предусмотренных НК РФ;
  • Отстаивание своих прав лично;
  • Присутствие при проверке;
  • Возможность отказаться от выполнения выдвигаемых требований не соответствующих правам и обязанностям налоговых органов согласно НК РФ;
  • Возвращение средств, при наличии оплаты сверх нормы;
  • Обращение в правовые или законодательные органы за помощью в обжаловании действий должностных лиц;
  • Требование соблюдать налоговую тайну.

Так же стоит помнить, что НК включает в себя права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. А потому, при неправомерной деятельности должностных лиц последних, гражданин, проживающий на территории Российской Федерации, имеет право обратиться в суд, что предусмотрено главой 19. Где может потребовать возмещение убытков(статья 21) или же разбирательств на фоне неправильного толкования законов НК, что повлекло за собой нарушение в выполнении обязанностей налогоплательщика(статья 111).

Обязанности налогоплательщиков

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков – это одни из основных констант, на которых держится функционирование Налогового Кодекса и его регулировка, а потому знать их и придерживаться является одной из обязанностей каждого гражданина.

Итак, обязанности:

  • Оплата налогов, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации;
  • Становление на учет в налоговых органах;
  • Вести учет своих доходов;
  • Предоставлять налоговые декларации;
  • Вести финансовый отчет;
  • Представлять все документы для расчета налогообложения, а так же оплаты;
  • Хранить указанную выше отчетность более четырех лет, дабы иметь возможность ее представления соответствующим органам в любой момент.

На самом деле, на основе статьи 17 «О бухгалтерском учете», документы, связанные с данной отраслью, должны храниться органами более 5 лет, однако срок хранения деклараций, справок о доходах, документов для налогообложения и прочего может быть не менее 4 лет.

Права и обязанности налоговых органов

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов идут нераздельно, так как эти две составляющих процесса налогообложения постоянно взаимодействуют друг с другом. А потому важно изучить пункты закона для обеих сторон. Итак, права налоговых органов заключаются в:

  • Возможности потребовать документацию, касающуюся данной отрасли;
  • Проведении проверок;
  • Возможности требовать пояснения об уплате за тот или иной период времени;
  • Осуществлении ареста имущества;
  • Выдвигать требования об устранении нарушений;
  • Назначении процентной ставки при просрочке выплат;
  • Подавать прошения в органы, выдающие лицензии на деятельность определенного рода, отозвать таковую по причине ряда факторов;
  • Подавать иски в суд.

Обязанности:

  1. Регистрировать юридические и физические лица и вести их учет;
  2. Соблюдать все пункты НК;
  3. Информировать налогоплательщиков об изменениях в системе оплаты;
  4. Предоставлять отчеты;
  5. Разъяснять систему функционирования того или иного закона;
  6. Возвращать средства, оплаченные сверх нормы;
  7. Представлять налогоплательщику справки о состоянии проверок, а так же об учете его деятельности;
  8. При нарушении НК РФ, направлять дело в правоохранительные органы.

Важно помнить, что права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов защищены Налоговым Кодексом Российской Федерации и их невыполнение может привести к разбирательствам на уровне правоохранительных органов.

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков

Налогоплательщиками и плательщиками сборов призна­ются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры. Права и обязанности налогоплательщиков определены главой 3 «Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты» НК РФ. Для правильного установления взаимоотношений с нало­говыми органами налогоплательщикам необходимо знать свои пра­ва, основными из которых являются:

    получение от налоговых органов бесплатной инфор­мации, в том числе в письменной форме, о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочи­ях налоговых органов и их должностных лиц;

    использование налоговых льгот при наличии осно­ваний;

    получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

    право требовать от должностных лиц налоговых орга­нов соблюдения законодательства о налогах и сборах, соблюдения налоговой тайны.

Первоочередные обязанности налогоплательщиков - правильное исчисление и своевременная уплата законно установ­ленных налогов, а также постановка на учет в налоговых органах, ведение учета доходов, расходов и объектов налогообложения, пред­ставление в налоговые органы по месту учета налоговых деклара­ций, а также бухгалтерской отчетности.

За нарушение налогового законодательства наступает ответственность как для физических лиц, так и для организаций и их должностных лиц. Привлечение к ответственности осуществ­ляется только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Для того чтобы знать, какие последствия может повлечь за собой нарушение налогового законодательства, следует изучить систему финансовых и административных штрафов, которые нала­гаются при совершении налогового правонарушения. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение нало­гового законодательства только с 16 лет. Лицо не может быть повторно привлечено к ответственности за совершение одного и того же нало­гового правонарушения. Законодательством установлены обстоятель­ства, которые полностью исключают привлечение лица к ответствен­ности, исключают вину лица в совершении налогового правона­рушения.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 3 и раз­дела V «Налоговая декларация и налоговый контроль» НК РФ.

Права и обязанности налоговых органов. Налоговый контроль

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчис­ления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты. Права и обязанности налоговых органов определены гла­вой 5 «Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые орга­ны. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц» НК РФ. Знание этих положений налогопла­тельщиками позволяет им квалифицированно решать возникающие разногласия по применению налогового законодательства. В соот­ветствии с положениями главы 5 НК РФ налоговые органы наделе­ны следующими основными правами:

■ требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов;

■ проводить налоговые проверки;

    приостанавливать операции по счетам налогоплатель­щиков;

    определять суммы налогов расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к проверке;

    привлекать для проведения налогового контроля спе­циалистов, экспертов и переводчиков;

■ иными правами, предусмотренными НК РФ. Налоговые органы несут ответственность за превыше­ния своих прав. Налоговые органы обязаны:

    соблюдать законодательство о налогах и сборах и осу­ществлять контроль за его соблюдением;

    вести в установленном порядке учет налогоплатель­щиков;

    проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;

    осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, установленных НК РФ;

■ соблюдать налоговую тайну;

■ направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;

■ выполнять другие обязанности, предусмотренные НК РФ. Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия. Причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка. Суще­ствует несколько видов налоговых проверок. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе пред­ставленных налогоплательщиками деклараций и документов, в соот­ветствии с которыми исчисляются и уплачиваются налоги. Выезд­ная проверка проводится по решению руководителя (его заместите­ля) налогового органа как по месту деятельности налогоплательщи­ка, так и по месту нахождения налогового органа, с учетом данных первичных бухгалтерских документов.

При изучении этой темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями глав 5, 9 «Изме­нение срока уплаты налога и сбора, а также пени» и разделов V, VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» НК РФ.

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов установлены Налоговым кодексом РФ. Рассмотрим, в чем между ними разница и что предусматривает НК РФ для этих категорий экономических субъектов.

Налогоплательщики и налоговые агенты

Налогоплательщиками являются все участники экономической деятельности, которые должны уплачивать налоги и другие обязательные платежи на основании НК РФ - как резиденты, так и нерезиденты. Это могут быть юридические, физические лица, и структуры без образования юридического лица - ИП.

Обязанности налоговых агентов выполняют лица, которые должны удерживать и перечислять в бюджет налоги из доходов, выплачиваемых ими другим лицам в рамках договорных отношений. При этом неважно, являются ли сами агенты плательщиками этих налогов.

Нормы действующего законодательства дают возможность организации являться одновременно налоговым агентом и налогоплательщиком. В этом случае она приобретает права и несет обязанности, относящиеся к обеим категориям.

Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов

Статья 21 НК РФ содержит следующие основные права налогоплательщиков в Российской Федерации:

  1. Получать бесплатную информацию (в т.ч. письменные разъяснения) по законодательству о налогах и сборах и особенностях его применения.
  2. Пользоваться налоговыми льготами при наличии законных оснований.
  3. Получать различные формы рассрочки по уплате налогов, предусмотренные НК РФ.
  4. Проводить сверки расчетов совместно с налоговиками, а в случае обнаружения переплаты - провести возврат или зачет в установленный срок.
  5. При проведении выездных налоговых проверок – присутствовать, получать копии материалов проверки и участвовать в их рассмотрении.
  6. Лично представлять свои интересы, либо пользоваться услугами представителя (в частности - давать пояснения, связанные с расчетом и уплатой налогов, в т.ч. в рамках налоговых проверок).
  7. Требовать соблюдения законодательства и не выполнять незаконные распоряжения должностных лиц.
  8. Обжаловать указанные незаконные распоряжения или иные действия, если они имели место.
  9. Требовать сохранения налоговой тайны.
  10. В случае получения убытков от незаконных действий налоговых и иных контролирующих органов - возместить их в полном объеме.

Права налогоплательщиков обеспечиваются тем, что должностным лицам контролирующих органов закон определяет соответствующие обязанности.

Кроме прав налогоплательщик имеет и обязанности (ст. 23 НК РФ). В качестве основных можно выделить три обязанности налогоплательщика:

  1. Встать на учет в налоговых органах.
  2. Уплачивать законно установленные налоги и другие обязательные платежи.
  3. Вести налоговый учет, хранить соответствующие документы в течение 4 лет и своевременно предоставлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность .

Кроме того, налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговые органы информацию:

  1. О случаях участия в российских и иностранных организациях с долей более 10% (кроме ООО и хозяйственных обществ) - в месячный срок.
  2. О созданных обособленных подразделениях - в месячный срок, о закрытии «обособок» - в трехдневный срок.
  3. О ликвидации, реорганизации, банкротстве - в трехдневный срок.
  4. Иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (по запросу) - в пятидневный срок.
  5. Физические лица, владеющие объектами, облагаемыми транспортным налогом, налогом на землю или на имущество , и не получившие уведомления на уплату налога от ИФНС, обязаны сообщить налоговикам сведения об этих объектах до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом.

Права и обязанности налогоплательщиков НК РФ и другие нормативные акты увязывают с регламентацией деятельности налоговиков и иных уполномоченных органов. Таким образом, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов дополняют друг друга, образуя налоговую систему.

Права налоговых агентов и их обязанности

В общем случае налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты пользуются одними теми же правами.

Налоговый агент, определение которого говорит о «посреднических» функциях с точки зрения уплаты налогов, несет соответствующие обязанности (ст. 24 НК РФ):

  1. Удерживать налоги из доходов, подлежащих уплате налогоплательщикам, и перечислять их в бюджет.
  2. Вести учет по указанным выше суммам, в т.ч. в разрезе налогоплательщиков.
  3. В случае невозможности произвести удержание, письменно сообщить об этом налоговикам в течение месяца.
  4. Хранить документы по удержанным и перечисленным суммам в течение четырех лет и предоставлять их по запросу налоговиков.

Неисполнение обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению налогов влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаты, а также пени (ст. 123 НК РФ).

Вывод

Права и обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов изложены в части 1 НК РФ. Они с одной стороны обеспечивают поступление средств в бюджет, а с другой - позволяют защитить законные интересы плательщиков при взаимодействии с контролирующими органами.