Что такое унитарная некоммерческая организация. Некоммерческие унитарные организации: понятие, признаки, классификация и организационно-правовые формы

УЧРЕЖДЕНИЕ – не имеющая членства унитарная НО, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель назначает руководителя – единоличный исполнительный орган. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы подотчетные ему коллегиальные органы: их компетенция, порядок создания и принятия решений определяются законом и уставом учреждения. В автономном учреждении может быть система органов

Действует на основе устава или положения; обладает целевой правоспособностью. При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, как закрепленное собственником за учреждением, так и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

В зависимости от того, кем создано, в каком порядке финансируется и отвечает по своим обязательствам различают частные учреждения и публичные – государственные и муниципальные .

Частное создается физическим или ю.лицом, полностью или частично финансируется учредителем, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность несет собственник его имущества. Может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Государственные учреждения могут быть созданы РФ или субъектом РФ, муниципальные – муниципальным образованием на базе государственной и муниципальной собственности, порядок их финансирования определен законом. Государственное (муниципальное) учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным; изменение типа учреждения не является реорганизацией, но отражается в уставе.

Казенное учреждение наименее самостоятельно, создается в сферах национальной обороны, обеспечения безопасности государства, психиатрической помощи населению, пенитенциарной системы и др., финансируется по смете, субсидии и бюджетные кредиты не предоставляются. Может осуществлять приносящую доходы деятельность, если это предусмотрено в учредительном документе, но доходы от нее поступают в бюджет. Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника и не вправе выступать учредителем (участником) ю. лиц. Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.



Бюджетные учреждения вместо работы по смете оказывают услуги на основе государственного (муниципального) задания в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры. Задание утверждает учредитель в соответствии с уставными видами деятельности учреждения, которое не вправе отказаться от его выполнения. Финансируется выполнение задания в виде субсидий из бюджета с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных учредителем или приобретенных за счет выделенных учредителем средств. Вправе сверх задания (в определенных ФЗ случаях и в пределах задания) за плату выполнять для граждан и ю.лиц работы (оказывать услуги), относящиеся к основным видам деятельности; доходы от платных работ и услуг принадлежат учреждению.

Автономное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг при осуществлении органами госуд. власти и местного самоуправления их полномочий в названных сферах, а также в сфере социальной защиты, занятости населения и в иных (п. 1 ст. 2 ФЗ-174 от 3 ноября 2006 г "Об автономных учреждениях"). Учредитель не имеет права на доходы от его деятельности и использования закрепленного за ним имущества, хотя и закрепляет за учреждением недвижимое и особо ценное движимое имущество. Особо ценное движимое – имущество, без которого осуществление уставной деятельности учреждения будет существенно затруднено. Относит имущество к особо ценному учредитель при принятии решения о закреплении имущества за учреждением или решения о выделении средств на его приобретение. Недвижимое и особо ценное движимое имущество учитываются отдельно от иного имущества автономного учреждения. Доходы должны использоваться для реализации целей создания.

По своим обязательствам и бюджетное и автономное учреждения отвечают закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом, за исключением :

автономное – недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником или приобретенных учреждением за счет выделенных собственником средств;

бюджетное – недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило и за счет каких средств приобретено, иособо ценного движимогоимущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником средств.

Собственник имущества бюджетного и автономного учреждений несет субсидиарную ответственность лишь по обязательствам автономных и бюджетных учреждений, связанным с причинением вреда гражданам, – и лишь при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание.

ФОНД – не имеющая членства унитарная некоммерческая организация. Учреждается гражданами и (или) ю.лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследует благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Устав должен содержать сведения о наименовании, включающем слово "фонд", месте нахождения, предмете и целях деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или госоргана, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при его учреждении, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Используется для целей, определенных в уставе, поэтому ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты о его использовании. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам учредителей. В целях обеспечения целевого использования имущества реорганизация допущена законом лишь для негосударственных пенсионных фондов. Фонд может быть ликвидирован в предусмотренных законом случаях только на основании решения суда, в том числе, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Органы фонда. Высший коллегиальный орган фонда наделен исключительной компетенцией, в частности, принимает решения о создании фондом хозяйственных обществ и об участии в них; о создании филиалов и представительств; об одобрении совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом; об изменении устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом (п.1 ст. 123.19 ГК), которая может быть расширена законом или уставом. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление). Исполнительные органы фонда решают вопросы, не входящие в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда. Специфика в наличии Попечительского совета, который является органом фонда, осуществляющим свою деятельность на общественных началах. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Религиозные объединения в соответствии с ФЗ от 26.09.1997г. (ред. от 02.07.2013) "О свободе совести и о религиозных объединениях» отделены от государства, не участвуют в деятельности политических партий, создаются как религиозные группы и религиозные организации. Дополнительные требования (ограничения) к учредителям (участникам) религиозной организации и порядок регистрации религиозного объединения в качестве ю. лица (включая дополнительные основания отказа в регистрации) установлены ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях». Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Порядок образования органов религиозной организации, их компетенция, порядок принятия ими решений, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом религиозной организации и внутренними документами – в соответствии с ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях». Религиозная группа – добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России совершеннолетних граждан РФ или иных лиц для совместного исповедания и распространения веры, действующее без государственной регистрации и прав ю.лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляют в пользование группы ее участники. Лица, намеренные преобразовать религиозную группу в религиозную организацию, уведомляют о создании религиозной группы органы местного самоуправления для контроля за ее деятельностью: последняя может быть запрещена по решению суда при наличии оснований для ликвидации религиозной организации. По истечении 15 лет существования в качестве религиозной группы возможна ее государственная регистрация как религиозной организации с наделением статусом ю.лица – при наличии в ее составе не менее 10 участников, отвечающих требованиям, предъявляемым к учредителям ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях» и соблюдении установленного этим законом порядка создания религиозной организации.Религиозной организацией (ст. 123.26 ГК) признаны: 1) добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированноев установленном законом порядке в качестве ю. лица (местная религиозная организация ), 2) объединение этих организаций (централизованная религиозная организация ), а также 3) созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный им руководящий или координирующий орган. Местная религиозная организация создается не менее чем десятью совершеннолетними гражданами-учредителями, которые создали религиозную группу, просуществовавшую на соответствующей территории не менее 15 лет, что подтверждается справкой органов местного самоуправления, после чего утвердили устав, в установленном порядке обратились для государственной регистрации и прошли религиоведческую экспертизу. Централизованная религиозная организация создается не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества – пожертвованного, созданного ими за счет собственных средств, приобретенного по иным предусмотренным законом основаниям. Религиозные организации вправе: – производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иные предметы религиозного назначения; – пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения; – осуществлять благотворительную деятельность. Выступают собственниками зданий, земельных участков, объектов производственного, соци­ального, благотворительного, культурно просветительского назначения, предметов религиозного назначения и иного имущества, необ­ходимого для их деятельности. Специфика режима имущества религиозных организаций: на принадлежащее им движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность, и не отвечают по обязательствам религиозных организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей

Религиозная организация не может быть преобразована в ю.лицо другой организационно-правовой формы.Ликвидация религиозной организации возможна по общим основаниям, установленных для законом для ликвидации ю.лиц, и дополнительным основаниям, предусмотренным ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях».

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ КОМПАНИИ – унитарные некоммерческие организации, которые наделены публично-правовыми функциями и полномочиями, но как участники гражданско-правовых отношений создаются на основании отдельного закона либо на основании решения Правительства для проведение госполитики, оказание госуслуг, управление госимуществом, реализации особо важных проектов и госпрограмм и др., не преследуя цели извлечения прибыли

Госкомпании или госкорпорации могут быть реорганизованы в публично-правовые компании (ППК) на основании закона. ППК, созданные на основании закона , не будут иметь учредительных документов. Их правовое положение будет определяться соответствующим законом. В уставе ППК, созданной на основании решения Правительства РФ, будет указано, какую деятельность и в каком порядке данная компания имеет право осуществлять. Высший орган управления ППК – наблюдательный совет – будет утверждаться Правительством и осуществлять общее управление компанией – утверждать стратегии деятельности компании, годовые отчеты, порядок использования ее доходов и т.п. Текущую деятельность компании осуществляют ее генеральный директор и правление (если решением о создании ППК предусмотрено наличие правления). ППК будут планировать деятельность на три года вперед, утверждая специальный документ – стратегию деятельности компании, который будет в открытом доступе на сайте компании. Структура и правила деятельности ППК не будет существенно отличаться от госкомпании и госкорпораций. При этом ППК лишены права самостоятельно создавать и ликвидировать филиалы и представительства: эти решения принимает Правительство. Правила инвестирования временно свободных средств для публично-правовых компаний сохранят в таком же виде, как для госкорпораций и госкомпаний: Правительство РФ определяет перечень разрешенных объектов инвестирования, порядок совершения сделок, порядок контроля за инвестированием, правила опубликования отчетов об итогах инвестирования (п. 3.2 ст. 7.1 и п. 9 ст. 7.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

По мнению А.Л.Маковского, «рассматривать публично-правовые компании как сложившиеся, достойные широкого применения в будущем организационно-правовые формы пока нет оснований. Единственный признак, который отличает ППК как особую организационно-правовую форму – компания может осуществлять публичные полномочия и функции. Возникают вопросы: Может ли такая компания осуществлять публичные функции в отношении тех, с кем она вступает в гражданско-правовые отношения? Если может, то каковы гарантии ее контрагентов от того, чтобы они не потерпели ущерб от осуществления ею публично-правовых функций? Если публично-правовая компания действует в то же время как юридическое лицо гражданского права, то она действует, подчиняясь только тем нормам, которые установлены для обычных субъектов гражданского права, или же она подчиняется специальным правилам гражданского законодательств а, установленным для субъектов публичного права, – ст. 16, ст. 1069 ГК об ответственности за причинение вреда актами власти и ряду других подобных норм? Если это организации, которые осуществляют публичные функции, т.е. функции власти, то чьи функции они осуществляют ? Ответа на все эти вопросы пока нет ».

АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ создаются в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная НО может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) ю.лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная НО может быть создана путем преобразования ю. лица другой организационно-правовой формы. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной НО осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее уставом.

Имущество, переданное автономной НО ее учредителями, является собственностью автономной НО. Учредители не сохраняют прав на переданное ими имущество и не отвечают по обязательствам созданной ими автономной НО, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной НО устанавливается Правительством, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.


Об уроках реформирования Гражданского кодекса России (Маковский А.Л.) ("Вестник гражданского права", 2013, N 5) {КонсультантПлюс

Фонд -унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (п. 1 ст. 123.17 ГК РФ).

Правовое положение фонда регулируется ст. 123.17-123.20 ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Учредители фонда: физические лица и (или) юридические лица.

Особенности правового регулирования фонда:

  • - отсутствие членства;
  • - имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда;

учредители фонда не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (ст. 123.18 ГК РФ).

Учредительный документ фонда - устав, который должен содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 123.17 ГК РФ, в том числе о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Уставом фонда может быть предусмотрена возможность его изменения либо высшим коллегиальным органом, либо решением учредителя. В противном случае такие изменения могут быть внесены решением суда. С соответствующим заявлением об этом в суд могут обратиться органы фонда или государственный орган, уполномоченный осуществлять надзор за деятельностью фонда (п. 1 ст. 123.20 ГК РФ).

Органы управления фондом:

высший коллегиальный орган, а также назначаемый им коллегиальный исполнительный орган (правление) и избираемый им единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.д.);

Попечительский совет, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

Компетенция органов управления фондом определена в ст. 123.19 ГК РФ.

По поводу прекращения деятельности фонда в ГК РФ установлены следующие правила:

реорганизация фонда не допускается, за исключением негосударственных пенсионных фондов (п. 3 ст. 123.17);

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 123.20 ГК РФ.

Особенность фонда: имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации, направляется на цели, указанные в уставе фонда. В порядке исключения законом может быть предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда (п. 3 ст. 123.20 ГК РФ).

Учреждение -унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Правовое положение учреждения определяется ст. 123.21-123.23 ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 30.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» .

Особенности правового регулирования учреждений: учредителем может быть только одно лицо (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ); собственник имущества - учредитель; учреждение приобретает право оперативного управления на имущество, закрепленное за ним собственником и приобретенное по иным основаниям (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Учредительный документ учреждения - устав, а в случаях, предусмотренных законом, для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, - единый типовой устав, утвержденный его учредителем или уполномоченным им органом (и. 3 ст. 52 ГК РФ).

В зависимости от того, каким лицом создано учреждение, оно может быть публичным или частным. Частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом, публичное - соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ (государственное учреждение), муниципальным образованием (муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения их деятельности определяется законом (п. 2 ст. 123.22 ГК РФ). Такие учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. В отличие от них частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества (и. 1 ст. 123.23 ГК РФ).

В отношении ответственности учреждений в ГК РФ установлены дифференцированные правила в зависимости от вида учреждения:

  • - казенное и частное учреждения отвечают по всем обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения (п. 4 ст. 123.22, и. 2 ст. 123.23 ГК РФ);
  • - бюджетное и автономное учреждение отвечает

по договорным обязательствам: всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, кроме недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (закрепленного за учреждением собственником имущества или приобретенного за счет средств собственника);

по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения (п. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ).

Органы управления учреждением:

руководитель, назначаемый учредителем (в случаях и в порядке, предусмотренных законом, - в государственном или муниципальном учреждении - избираемый его коллегиальным органом и утверждаемый его учредителем);

коллегиальные органы, создаваемые по решению учредителя и подотчетные ему (п. 4 ст. 123.21 ГК РФ).

В ГК РФ установлены следующие особенности прекращения деятельности учреждений в зависимости от вида:

Возможность преобразования государственного или муниципального учреждения в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом (п. 7 ст. 123.22);

возможность преобразования частного учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 3 ст. 123.23).

Автономная некоммерческая организация - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

Правовое положение автономной некоммерческой организации определяется ст. 123.24-123.25 ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В ГК РФ закреплены правила об учредителях автономной некоммерческой организации:

в этом качестве могут выступать граждане и (или) юридические

Такая организация может быть создана одним лицом (п. 1 ст. 123.24);

лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей;

Для принятия новых лиц в состав учредителей требуется единогласное решение учредителей (п. 6 ст. 123.24).

Особенности правового регулирования автономной некоммерческой организации:

имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью;

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (п. 3 ст. 123.24 ГК РФ).

Учредительный документ автономной некоммерческой организации - устав, который должен содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 123.24 ГК РФ.

Управление автономной некоммерческой организацией могут осуществлять:

учредители в порядке, установленном ее уставом (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ);

постоянно действующий коллегиальный орган (органы), создаваемый по решению учредителей (учредителя), компетенция которого устанавливается уставом организации (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ);

Единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.), назначаемый учредителями (учредителем). Им может быть назначен один из учредителей-граждан (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ).

Установлено, что автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд (п. 7 ст. 123.24 ГК РФ).

Религиозная организация - добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в цепях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган (п. 1 ст. 123.26 ГК РФ).

Правовое положение религиозной организации определяется ст. 123.26- 123.28 ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» .

Учредители религиозной организации: местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями;

Централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией (п. 1 ст. 123.27 ГК РФ).

Особенности правового регулирования религиозной организации:

- являются собственниками принадлежащего им имущества;

по требованиям кредиторов не может быть обращено взыскание на имущество богослужебного назначения, перечень которого определяется в порядке, установленном законом;

учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей (ст. 123.28 ГК РФ).

Учредительный документ религиозной организации - устав. Он может быть утвержден не только ее учредителями, но и централизованной религиозной организацией, и должен содержать, в частности, сведения об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации (п. 2 ст. 123.28 ГК РФ).

В отношении управления религиозной организацией в ГК РФ предусмотрено, что порядок образования органов организации и их компетенция, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются законом о свободе совести и религиозных объединениях, уставом и внутренними документами такой организации (п. 2 ст. 123.26). Кроме того, установлено, что функции органа управления или членов коллегиального органа управления может выполнять учредитель (учредители) (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ).

Особенностью реорганизации религиозной организации является установленный в ГК РФ запрет на преобразование ее в юридическое лицо другой организационно-правовой формы (п. 3 ст. 123.26).

Контрольные вопросы

  • 1. В каком порядке может быть изменен устав фонда?
  • 2. Какие особенности имеет прекращение деятельности фонда?
  • 3. Какие виды учреждений предусмотрены в ГК РФ?
  • 4. Какие правила об ответственности учреждения закреплены в ГК РФ?
  • 5. Какие правила установлены в отношении управления в автономной некоммерческой организации?
  • 6. В чем заключаются особенности правового регулирования религиозной организации?
  • Федеральный закон от 30.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Российская газета. 2006. 8 ноября.
  • Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (послед, изм.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1997. 1 октября.

Согласно статье 123.1 «Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях» Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50). Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных организаций – это Фонды (статья123.17 ГК РФ); Учреждения (статья123.21 ГК РФ); Автономные некоммерческие организации (статья123.24 ГК РФ); Религиозные организации(статья123.26 ГК РФ).

14. Хозяйственное партнерство – юридическая характеристика.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года №380-ФЗ «О хозяйственном партнерстве» хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников. Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается. Решение об учреждении партнерства принимается собранием учредителей партнерства.

Устав партнерства является учредительным документом партнерства. Устав партнерства подписывается всеми учредителями партнерства. Каждый участник партнерства обязан внести вклад в складочный капитал партнерства. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал партнерства.

Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством.

Партнерство может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Помимо корпораций активными участниками гражданского оборота выступают коммерческие и некоммерческие юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Среди них можно выделить унитарные предприятия и некоммерческие унитарные организации.

Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Устав фонда может быть изменен его высшим коллегиальным органом, а в предусмотренных уставом случаях - учредителем. Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав, решение об изменении устава принимает суд. В уставе, в частности, содержатся сведения о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Реорганизация фонда не допускается (за исключением негосударственных пенсионных фондов в случаях, установленных законом). Фонд может быть ликвидирован в случаях, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом. Решение о ликвидации принимает только суд. В этом случае имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Учреждением считается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Последнее может быть автономным, бюджетным или казенным. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником этого имущества или приобретенных им за счет выделенных таким собственником средств. Собственник не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности ГК РФ допускает образование автономной некоммерческой организации , не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. Такая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность организации. Они не отвечают по обязательствам созданной организации, а последняя не отвечает по обязательствам учредителей. Учредители могут пользоваться услугами организации только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Ее учредительным документом является устав. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей. По единогласному решению учредителей в их состав могут быть приняты новые лица.

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители, по решению которых может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы) и назначен единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.), в том числе из числа учредителей-граждан. Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган. Местная религиозная организация должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Гражданско-правовой статус религиозных организаций, порядок образования и компетенция их органов, а также отношения между организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются нормами ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями или централизованной религиозной организацией. Учредители могут выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе приобретенного или созданного за счет собственных средств, а также пожертвованного им. На имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Учредители не сохраняют имущественных прав на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Они не отвечают по обязательствам этих организаций, а организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

С каждым годом в России возрастает число некоммерческих организаций. Это позволяет улучшать качество жизни населения, развивать демократические ценности, эффективно бороться с комплексом социальных проблем «руками» волонтеров из некоммерческих организаций. Важность выбора создания того или иного вида некоммерческих организаций обусловлена их целевыми и организационными различиями. Детальнее рассмотрим это в статье.

Что такое некоммерческие организации (НКО) и чем они занимаются

Некоммерческие организации (НКО) являются видом организаций, в основе деятельности которых не лежит приобретение и максимизация прибыли и нет ее распределения между членами, входящими в организацию. НКО выбирают и устанавливают определенный вид деятельности, способствующий реализации благотворительных, социально-культурных, научно-образовательных, управленческих целей для создания социальных благ. То есть социально ориентированные некоммерческие организации России занимаются решением социальных проблем.

Виды некоммерческих организаций и цели их создания

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Некоммерческие организации - это исполнители общественно полезных услуг, получат финансовую и имущественную поддержку государства.

Некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления. Существует множество некоммерческих организаций, которые различны между собой формой и основной целью.

Отличие некоммерческих организаций от коммерческих

Рассмотрим основные отличия НКО от коммерческих по следующим пунктам:

  • цели организаций. В отличие от коммерческих организаций, у которых основная цель - максимизация прибыли, в основе деятельности НКО различные нематериальные цели (благотворительность, культурное возрождение и т. д.);
  • прибыль. У коммерческой организации чистая прибыль распределяется между участниками и реинвестируется в бизнес-процессы предприятия для его дальнейшего развития и экономической эффективности. Прибыль некоммерческой организации может идти только на деятельность, соответствующую ее некоммерческим целям. При этом НКО могут заниматься соответствующей доходной деятельностью, если это необходимо для достижения их благих целей, при условии, что это прописано в их уставах;
  • оплата труда. В соответствии с федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» НКО имеет право потратить на оплату труда до 20% общих годовых финансовых средств. В НКО, в отличие от коммерческих, сотрудники не могут получить премии и надбавки, помимо своего оклада;
  • источник инвестиций. В коммерческих организациях для реинвестиций используется прибыль, средства инвесторов, кредиторов и т. д. В НКО широко распространена поддержка международных грантов, государства, социальных фондов, волонтерского сбора средств, взносов участников и т. д.

Особенности применения упрощенной системы налогообложения НКО

Годовая финансовая отчетность НКО включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • приложения к балансу и отчету в соответствии с нормативными актами.

НКО вправе использовать упрощенную систему налогообложения (УСН), в случае, если соблюдены такие условия:

  • за девять месяцев деятельности доходы НКО не более 45 млн руб. (рассчитываются за год, в котором организация оформляет документы для перехода к УСН);
  • среднесписочная численность работников не больше 100 сотрудников в отчетном периоде;
  • в состав НКО не входят филиалы;
  • остаточная стоимость активов не более 100 млн руб.;
  • отсутствие подакцизной продукции.

Недавно в стандарты бухучета РФ были внесены большие и долгожданные изменения, которые существенно изменили правила отчетности. Эти изменения касаются и бухгалтерской отчетной документации некоммерческих организаций, перешедших на УСН.

Применение в некоммерческих организациях УСН позволит не платить налог на прибыль, налог на имущество и налог на добавленную стоимость (НДС).

При этом НКО обязана уплатить так называемый единый налог, а именно:

  • по типу налогообложения «Доходы» нужно уплатить 6% с различных поступлений, считающихся доходом;
  • для объекта налогообложения «Доходы минус расходы» составляет 15% от разницы доходов и затрат или же 1%, если доходы не превышают затраты.

Сегодня для страны важно способствовать дальнейшему развитию НКО как мощного двигателя реализации различных социальных нужд.