Программа индивидуального сопровождения ребенка с овз. Программа развития детей с овз Программа развития детей с овз
Семенова Юлия Кирилловна
Должность:
учитель индивидуального обучения
Учебное заведение:
МБОУ "Казачинская СОШ"
Населённый пункт:
с. Казачье
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Индивидуальная программа для детей с ОВЗ
Дата публикации:
02.11.2016
Раздел:
начальное образование
Индивидуальная программа для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому по состоянию здоровья заключается в
нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с
природой, недоступности ряда культурных ценностей.
В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности,
социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации,
социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития
(ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного
образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путём интеграции очного (и дистанционного)
обучения.
Цель программы:
комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы
:
Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий
Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.
Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся.
Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детских объединений.
Организовать дополнительное образование обучающейся.
Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям.
Данная программа разработана с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной
помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится
среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с
различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего
физического и психического состояния.
Особенности реализации программы:
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную
психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку,
включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития
направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям,
коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного
учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал
развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в
перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об
особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях
развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного
психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной
программы.
Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель музыки, ученики школы,
заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Индивидуальная программа развития:
Компоненты
реабилитационного
воздействия
Задачи
Формы
Ответственный
Социальная
реабилитация
О б е с п е ч и т ь
с о ц и а л ь н о е,
эмоциональное, интеллектуальное и
физическое
развития
ребенка,
и
попытаться
максимально
раскрыть
его потенциал для обучения
- Интеграция в совместную деятельность детей с
ограниченными возможностями, и детей, не имеющих
проблем со здоровьем. Использование возможностей
детской газеты для информационного сопровождения
работы школы по созданию равных возможностей в
получении образовательных услуг семьям, имеющим детей
с ОВЗ:
- создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики
«Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские
вопросы», посвященных проблемам социальной
реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4
четверти);
- просмотр и обсуждение на классных часах по тематике
создания
равных
возможностей
для
людей
с
ОВЗ
в
современном обществе.
Заместитель
директора по ВР
Психолого-
педагогическая
реабилитация
Своевременно оказывать
психологическую помощь и
поддержку ребенку и родителям
информировать, обучать
реабилитационным мероприятиям,
а) психологическая поддержка и психологическое
консультирование ребенка и взрослых членов семьи.
Ознакомление их с основами психологических знаний,
спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные
беседы, лекционная форма работы в режиме of-line
Педагог-психолог
корригировать семейные
взаимоотношения.
консультации с помощью электронной почты);
б) решение семейных психологических проблем с участием,
как
взрослых
членов
семьи,
так
и
ребенка-инвалида.
Обучение
рациональным
способам
самостоятельного
решения внутрисемейных проблем.
Образовательная
реабилитация
1) формировать основы целостной
эстетической культуры через
развитие его способностей и
задатков;
2) развивать наблюдательность у
ребенка, способность живо
откликаться на события окружающей
действительности;
3) вырабатывать осознанное
отношения к учебе и к труду,
нравственное, интеллектуальное и
физическое развитие личности;
4) использовать информационные
технологии развивающего
художественно-эстетического
образования, включая
мультимедийные средства и
компьютерную анимацию;
Индивидуальное обучение на дому (согласно учебному
плану)
Психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному
плану)
Курс дополнительного образования могут быть рисование,
музыка, лепка, вязание и т. д.
Обучение основам компьютерной грамотности;
Для
повышения
мотивации
к
учению
-
дистанционное
обучение по общеобразовательным предметам
Учитель
Педагог-психолог,
учитель -логопед
Учитель ДО
Учитель
Учитель
Творческая
реабилитация,
формирование и
становление ребенка
как творческой
личности.
Постигать
механизмы
творческого
процесса.
Посещение
концертов,
праздников,
кукольных
театров,
литературных
праздников
в
школе
для
оптимизации
самочувствия
р е б ё н к а,
о т в л е ч е н и ю
о т
сосредоточенности
на
заболевании,
п р о б у ж д е н и ю
и н т е р е с а
к
самостоятельному чтению книг как к
одному из способов познания мира.
-Организация
и
проведение
свободного
времени,
полноценное участие в общественной и культурной жизни.
Включение в процесс реабилитации и адаптации не только
ребенка, но и членов его ближайшего окружения.
-Преодолевать одиночество.
-Помочь
развитию
чувства
ощущения
равенства
с
окружающим миром.
-Воспитывать
социальный
оптимизм
в
масштабах
всей
будущей жизни.
Учитель
Учитель, Родители
Печуева Ольга Владимировна
Индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ
индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ
(ЗРВПФ смешанного типа с преобладанием когнитивного и вербального компонентов, низкий уровень познавательной активности, ТНР, ОНР 1уровня, моторная алалия).
Иванов Иван
6 лет 3 группа ДОУ
Цел ь:
Развитие коммуникативных навыков, речи, познавательных процессов, восприятия времени. Развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики рук, познавательной активности, слухового восприятия, развитие речевой активности, побуждение к фразовой речи; воспитание интереса и потребности к речевому общению;
применение в практике умений выражать свои мысли и желания в любых доступных средствах коммуникации;
повышение познавательной активности, воспитание положительных привычек и навыков.
Задач и:
Создание благоприятных для развития речи ребенка условий
Работа над речью с предметно-практической и игровой деятельностью
Использование возможно большего числа анализаторов: слухового, зрительного, осязательного, двигательного.
Развитие мотивации к обучению.
Общие принципы рабо ты:
Системность, комплексность, опора на сохраненные анализаторы, создание ситуации успеха, индивидуальный подход, эмоциональный комфорт, помощь психолога в преодолении сложных задач.
Занятие
1. «Я-ты» (Психолог называет определения: маленький, темноволосый, взрослый, ребенок и т. д. Ребенок показывает на того, к кому подходит определение и пытается произнести Я-ты)
2. «Перепутанные линии» - Ребенок пальцем должен проследить путь каждой линии.
3. «Точки» - В течение 1-2 сек. ребенку показываем 1карточку с точками и просим запомнить. Закрываем 1. карточку и в пустой просим нарисовать так же точки
4. «Какое время года»- Перед ребенком лежат картинки. Ребенку задаем вопросы (какое время года, когда бывает снег, когда цветут цветы и т. д.)
5. Ребенку дается задание нарисовать одновременно двумя руками солнышко.
3. На воспроизведение не более 15 сек. 1. картинка с линиями.
3. карточки с точками и с пустыми квадратами
4. Картинки с изображением времен года.
1. «Кто как разговаривает»- Ребенку показываем картинки с изображением животных и спрашиваем кто как разговаривает. Ребенок пытается произнести (муу. -мяу, шии и т. д.).
2. Называем ребенку различные слова (стол, кровать, дерево, конфета и т. д.) Ребенок должен внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда встретится слово обозначающее, например животное.
3. «Продолжи линию» -ребенок должен одновременно двумя руками продолжить нарисованную линию.
4. Песочная терапия. Ребенку предлагается песок и набор мелких игрушек. Ребенку предлагается сюжет игры.
5. «Угадай» - На столе разложены пластмассовые фигурки. Ребенок рассматривает их, затем завязываем ему глаза и даем одну из игрушек. Ребенок должен на ощупь понять какая у него игрушка. После этого развязываем глаза. ребенок показывает ее.
1. Картинки с животными.
3. Карточки с нарисованными линиями.
4. стол с песком, набор мини игрушек.
5. Набор пластмассовых фигурок.
3. Задания:
1. «Эмоции»- Ребенку показываем картинки с различными эмоциями и предлагаем изобразить эту эмоцию самому.
2. «Рассели карандаши»- Ребенку предлагаем одновременно двумя руками расставить карандаши двух цветов в разные стаканы.
3. «Найди букву»- Ребенку предлагается найти в каждой строчке, и зачеркнуть букву «А» либо другую (букву, цифру).
4. «Запомни картинки»- Перед ребенком выкладываются картинки с различными изображениями. В течение 1-2 сек. он должен их запомнить. Затем картинки смешиваются с другими и ребенку предлагается выбрать те, что он видел.
5. «Предметы с различной фактурой поверхности». - Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом - одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
3. Время выполнения по 30 секунд.
4. Время запоминания 1-2 секунды 1. Картинки с изображением эмоций.
2. Карандаши 10 красных и 10 синих, два стакана.
3. Таблица с буквами.
4. Набор картинок.
5. Разнофактурные предметы, материалы.
1. «Звуки на слух»- Перед ребенком разложены картинки названия которых различаются только одним звуком (мишка-миска). Взрослый (называя в разной последовательности). просит показать, где (мишка, ребенок -показывает.
2. «Золушка» - Ребенок должен двумя руками одновременно, разобрать. смешанные между собой зерна гороха и бобов в разные стаканы.
3. «Что лишнее» - Ребенку демонстрируются две одинаковые картинки, на которых есть не значительные различия. Ребенок должен показать их и пытаться назвать.
4. «Соедини линиями» - Ребенку предлагается соединить линией картинки, названия которых оканчиваются на один и тот же звук.
5. «Песочная терапия» - Стол световой с песком. Ребенку предлагаем рисовать песком на любую тему.
1. Картинки: мишка-миска
санки-танки
свет-цвет
чаша-чаща
рожки-ножки
марина-малина
корка-горка
мышка-мишка
банка-банька
круг-крюк
осы-козы, кот-крот и т. д.
2. тарелка с зернами гороха и бобов. 2стакана.
3. две картинки с изображением.
4. Картина с различными изображениями, оканчивающимися на один и тот же звук.
5. Световой стол с песком.
5 Задания:
1. «Собери»- Ребенку предлагается картинка, разрезанная на разные части. Ребенок должен ее собрать.
2. «Цифры заблудились»- Ребенку предлагаем вписать в пустые окошки недостающие цифры.
3. «Переселение»- Предлагаем ребенку коробку с мини-фигурками домашних и диких животных. Он должен одновременно двумя руками разложить их на две группы.
4. «Найди клоуна»- Психолог просит ребенка показать на картинке того клоуна, о котором он говорит. (У него желтый колпак, Он веселый и т. д.)
5. «Ежик» - При помощи пластилина и арбузных семян ребенок лепит ежика, психолог проговаривает его действия.
1. Разрезанная картинка.
2. Карточки с окошками в которых парно точки и цифры, в некоторых окошках пропуски.
3. 3 коробки. Набор фигурок животных.
4. Картина с изображением нескольких клоунов.
5. Пластилин, семена арбуза.
6. Задания:
1. «Дорисуй фигуру» -Ребенку предлагается карточка с 9квадратами в каждом из которых кроме одного нарисованы фигуры в определенном порядке. Ребенок должен определить закономерность расположения фигур и дорисовать недостающую.
2. «Подбери картинку» - Ребенку предлагаются картинки с изображением времени года и картинки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки и тому подобное. Ребенок должен назвать предмет и подложить к картинкам с изображением временем года.
3. «Покажи ладони»- Называем ребенку различные слова (окно, яблоко, мальчик и т. д.) Ребенок должен внимательно слушать и показывать психологу ладони, когда встретится слово обозначающее, например растение
4. «Арттерапия» - Ребенку предлагается с помощью пальчиков нарисовать картину красками. Т
1. Карточки с изображением фигур.
2. Картинки с изображением времен года +мелкие картинки.
3. Краски, ватман.
7 Задания:
1. «Логические связи» - Ребенку предлагается несколько картинок с рисунками между которыми есть логическая последовательность (гнездо птицы-в гнезде яйца птицы-в гнезде птенцы и т. д.). Ребенку предлагаем расположить картинки в определенной последовательности.
2. «Художник» - ребенку выдается рисунок, состоящий из точек. Он должен обвести его и раскрасить.
3. «Камешки-ракушки» - Перед ребенком стоит коробка с ракушками и камешками. Задание одновременно двумя руками разобрать ракушки отдельно, камешки отдельно в две коробки.
4. «Сосчитай» - Ребенку выдается коллекция мини овощей. По заданию психолога (положи в ряд четыре яблока) ребенок выполняет то или иное действие.
1. Наборы картинок.
2. Точечный рисунок.
3. 3 коробки, морские камешки и ракушки.
4. Набор овощей.
8 Задания:
1. «Художник перепутал» - Ребенку предлагается картинка, на которой изображены нелепицы (Зимняя деревня и цветет яблоня). Задание обвести кружком то, чего не могло произойти (зимой, летом и. т. д., Посчитай кружков должно быть четыре (три).
2. «Фигуры» - Ребенку предлагаются изображения фигур и рисунок, состоящий из этих фигур. Задание закрасить те фигуры, из которых состоит рисунок.
3. «Ухо-нос» Исходное положение: стоя. Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.
2-й уровень сложности.
То же, но в быстром темпе.
4. «Повтори слова» - Психолог называет ребенку 10 слов, ребенок их должен запомнить и повторить.
5. «Буквы» - Психолог показывает ребенку букву и просит ее произнести.
4. Проигрывается несколько раз. 1. Картинки. Карандаш.
2. Фигуры, картинки из фигур карандаши цветные.
5. Набор букв.
9 Задания:
1. «Животные» - Ребенку предлагаем поиграть в игру: психолог называет любое животное, а ребенок должен его показать (как оно движется, гримаса и т. д., озвучить.
2. «Лишнее»- Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены группы предметов. Ребенок должен показать какие из них не подходят в данную группу.
3. «Елочка»- Ребенок должен двумя руками одновременно нарисовать елочку.
4. «Звуки»- Психолог показывает ребенку картину, на которой изображены различные предметы, животные и т. д. и проговаривает название каждого нарисованного предмета с выделением последнего звука в названии. Затем ребенок должен соединить линиями изображения, которые заканчиваются на один и тот же звук.
5. «Мяч»- Психолог просит ребенка поиграть в мяч по правилам. Правила таковы: психолог называет слово и бросает мяч ребенку, если слово обозначает предмет-ловим мяч, если что-то живое – не ловим мяч (кукла, стол, девочка, солнце, котенок и т. д.)
2. набор картинок.
3.2листа бумаги, 2карандаша.
4. Картина.
10. Задания:
1. «Сказкотерапия» - Психолог предлагает ребенку разыграть сказку. Для этого берем куклы, психолог проговаривает сказку и одновременно с ребенком при помощи кукол показывают действие сказки. (Репка, Теремок и т. д.).
2. «Крупа» - Перед ребенком ставим емкость с крупами (греча, рис, чечевица). Задание разобрать крупу одновременно двумя руками на три емкости.
3. «Внимательные руки»- Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «И», «Й» или без них (Лифт, йод, инженер, воробей стол, прогулка, аллея, буйвол, климат и т. д.). Ребенок держит руки на коленях, когда слышит звук «И» поднимает правую руку, когда «Й» левую. Когда не той не другой-руки остаются на коленях.
4. Арттерапия- Работа с кинетическим песком. Фантазируем с ребенком тема «Волшебный город».
1. Куклы и другие элементы (теремок, репка и т. д.) сказки.
2. Крупа, емкости для крупы.
4. Кинетический песок.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 «Родничок»
Индивидуальная программа развития
для ребенка с ограниченными возможностями здоровья на
Р. Вадима
на 2016-2017 учебный год
Разработал:
воспитатель группы №4 «Теремок»:
Тонкушина Ирина Валентиновна
Сургут 2016
Цель: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.
Задачи:
Выявление особых образовательных потребностей ребенка, обусловленных недостатками в физическом развитии;
Возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;
Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;
Проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;
Подготовка к школьному обучению;
Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Основные направления проводимой работы:
Комплексное обследование ребенка педагогом-психологом, учителем-логопедом,
Разработка педагогами - специалистами (педагогом- психологом, учителем-
логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию) индивидуальных планов развития ребенка;
Социально-психологическое изучение семьи;
Обязательное взаимодействие с семьей ребенка и вовлечение ее в воспитательно - образовательный процесс;
Переподготовка и повышение квалификации педагогов;
С ребенком-инвалидом в детском саду работают специалисты:
педагог-психолог;
учитель-логопед;
воспитатели;
музыкальный руководитель;
инструктор по физическому воспитанию;
медицинский работник.
Развивающая среда МБДОУ № 25 «Родничок».
Физкультурный зал;
Музыкальный зал;
Кабинеты специалистов (педагога-психолога, учителя – логопеда);
Групповое помещение №4 «Теремок».
Принципы работы с детьми с ОВЗ
Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Методы и формы работы с ребенком:
Сказкотерапия
Игротерапия
Релаксация
Песочная терапия
Психогимнастика
План мероприятий для детей с особыми образовательными потребностями
на воспитанника группы №4 «Теремок» Р. Вадима
п/п
мероприятия
сроки
ответственные
отметки о выполнении
Беседа с семьей с целью знакомства и сбора информации о семье; развитии ребенка, о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями; выяснения образовательного запроса со стороны родителей
сентябрь
медработник, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физ.культуре, музыкальные руководители
Весь год
воспитатели
Контроль за адаптацией к условиям МБДОУ и состояние здоровья, самочувствием в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в детском саду. Консультирование воспитателей и родителей, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к ребенку в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.
Весь год
медработник
Углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития.
Начало года
Конец года
Воспитатели, педагог- психолог, учитель-логопед
Разработка и утверждение плана работы с ребенком-инвалидом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, медицинских показателей, рекомендаций психолога, ожиданий родителей.
сентябрь
Воспитатели, медработник педагог- психолог, учитель-логопед
Развитие игровой деятельности: побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, учить распределять роли между партнерами по игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации
Весь год
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире:
Весь год
воспитатели
формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах)
Сентябрь
воспитатели
развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;
Сентябрь, октябрь
Привлечение семьи в общественную жизнь группы: акция «Спаси дерево»,
Изготовление «птицы счастья» для украшения новогодней ели,
Помощь в оформлении зимнего участка
«Белая ромашка»,
Участие в конкурсе декоративно - прикладного творчества.
Октябрь
декабрь
Декабрь
Март
апрель
воспитатели
Психодиагностика высших психических функций, особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка.
Коррекция несформированных высших психических функций, взаимоотношений в детском коллективе.
Начало года
Весь год
Педагог-психолог, воспитатели
Подготовка ребенка-инвалида к участию в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду
Весь год
воспитатели, учитель-логопед, инструктор по физ.культуре, музыкальные руководители
Реабилитация средствами культуры (пение, слушание музыки, чтение стихотворений, отрывков из худ. произведений).
воспитатели, музыкальные руководители
Участие ребенка-инвалида в организованной физкультурной деятельности в МБДОУ № 92 «Веснушка»: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, корригирующие упражнения, комплексы, дыхательной, гимнастика после сна, гидромассаж стоп, ходьба по «дорожкам здоровья», релаксация.
воспитатели, инструктор по физ. культуре
Библиография:
1. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004,146с
2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220с
3 Мамайчук И.И «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь»,2008, 286с
4. Практикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003,415с.
5. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух.С-Петербург, «Речь»,2007,112с.
6. Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения,2008,№7
7. Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь»,2006,142с
8. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс»,2006,75с
9. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002,158с
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
Программа
индивидуального психологического сопровождения
ребенка с ОВЗ (с задержкой интеллектуального развития)
Гринько
Александр
Леонидович
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Ответственный за реализацию программы: учитель
начальных классов Белоненко Татьяна Бургандиевна
п.Зимняя Ставка
Пояснительная записка
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (задержка интеллектуального развития) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.
Цель программы : создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (задержка интеллектуального развития) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
5) обеспечение адаптации к школе;
6) развитие учебной и познавательной мотивации;
7) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность . Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: Гринько Александр
Дата рождения - 16.08.2006 г.
Выписка из заключения ПМПК : Рекомендуется обучение в 1 классе по адаптированной образовательной программе для детей с 2015 -2016 учебного года. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с логопедом, психологом.
Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления;
Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля.
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень интеллектуального развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве.
Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера, в меньшей – сенсомоторная.
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.
Особенности ВНД:
Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается в полной семье. Кроме данного ребенка в семье воспитывается 4 несовершеннолетних ребенка, которые являются родными сестрами и братом данному ребенку. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные
Таблица 1.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Ответствен-ные |
|||
Диагнос-тический | Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи; Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития; Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи); | социальный педагог, учитель-логопед, |
|
Реализа-циипрограм-мы | Реализация индивидуальной программы психологического сопровождения; Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние); Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; | социальный педагог, |
|
Анализа и коррек-ции | Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). | социальный педагог, |
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
Дискуссия, обсуждение, беседа;
Наблюдение;
Эксперимент;
Анкетирование, опрос;
Консультирование;
Методы групповой и индивидуальной работы;
Проективные методы;
Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы : Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;
Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии.
Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2015 г.), итоговая диагностика (май 2016г.), заседание ПМПк (итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия реали-зации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».
Кадровое обеспечение:
Учитель начальных классов, социальный педагог
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка , обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2016г. по 15 мая 2017г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут, в первой половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.
Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
Повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
Развитие личности учащегося;
Повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
Социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат :
Восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
Коррекция несформированных психических функций;
Успешная адаптация к школьному обучению;
Развитие познавательной и учебной мотивации;
Развитие познавательных процессов;
Развитие самостоятельности и самоорганизации.
Таблица 2
Сроки | Коли-чество заня- | деятельности | Примеры используемых методик и упражнений |
|
Сентябрь | Входная диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) | «10 слов», «4-й лишний», «Последовательные картинки» и др. |
||
Диагностика уровня школьной мотивации | Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе» |
|||
Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальнойдезадаптации | Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций). |
|||
Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания. | Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это?Что это?» и др.) |
|||
Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных пред-ставлений | «Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д. |
|||
Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы | «Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля. |
|||
Развитие пространственного мышления и мелкой моторики | «Танграм», «Волшеб-ный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструк-тора |
|||
Развитие познавательных процессов. | Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др. |
|||
Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения | Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. |
|||
Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) | «10 слов», «Перепутанные линии», «4-й лишний», «Последовательные картинки» и др. |