Программа индивидуального сопровождения ребенка с овз. Программа развития детей с овз Программа развития детей с овз

Семенова Юлия Кирилловна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: МБОУ "Казачинская СОШ"
Населённый пункт: с. Казачье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальная программа для детей с ОВЗ
Дата публикации: 02.11.2016
Раздел: начальное образование

Индивидуальная программа для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому по состоянию здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путём интеграции очного (и дистанционного) обучения.
Цель программы:
комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы
:  Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий  Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.  Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся.  Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детских объединений.  Организовать дополнительное образование обучающейся.  Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям. Данная программа разработана с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Особенности реализации программы:
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР. Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы. Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель музыки, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Индивидуальная программа развития:

Компоненты

реабилитационного

воздействия

Задачи

Формы

Ответственный
Социальная реабилитация О б е с п е ч и т ь с о ц и а л ь н о е, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения - Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ: - создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики «Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские вопросы», посвященных проблемам социальной реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4 четверти); - просмотр и обсуждение на классных часах по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе. Заместитель директора по ВР Психолого- педагогическая реабилитация Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line Педагог-психолог
корригировать семейные взаимоотношения. консультации с помощью электронной почты); б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. Образовательная реабилитация 1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков; 2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; 4) использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию; Индивидуальное обучение на дому (согласно учебному плану) Психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному плану) Курс дополнительного образования могут быть рисование, музыка, лепка, вязание и т. д. Обучение основам компьютерной грамотности; Для повышения мотивации к учению - дистанционное обучение по общеобразовательным предметам Учитель Педагог-психолог, учитель -логопед Учитель ДО Учитель Учитель Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. Постигать механизмы творческого процесса. Посещение концертов, праздников, кукольных театров, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия р е б ё н к а, о т в л е ч е н и ю о т сосредоточенности на заболевании, п р о б у ж д е н и ю и н т е р е с а к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. -Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. -Преодолевать одиночество. -Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. -Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. Учитель Учитель, Родители

Печуева Ольга Владимировна
Индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ

индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ

(ЗРВПФ смешанного типа с преобладанием когнитивного и вербального компонентов, низкий уровень познавательной активности, ТНР, ОНР 1уровня, моторная алалия).

Иванов Иван

6 лет 3 группа ДОУ

Цел ь:

Развитие коммуникативных навыков, речи, познавательных процессов, восприятия времени. Развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики рук, познавательной активности, слухового восприятия, развитие речевой активности, побуждение к фразовой речи; воспитание интереса и потребности к речевому общению;

применение в практике умений выражать свои мысли и желания в любых доступных средствах коммуникации;

повышение познавательной активности, воспитание положительных привычек и навыков.

Задач и:

Создание благоприятных для развития речи ребенка условий

Работа над речью с предметно-практической и игровой деятельностью

Использование возможно большего числа анализаторов: слухового, зрительного, осязательного, двигательного.

Развитие мотивации к обучению.

Общие принципы рабо ты:

Системность, комплексность, опора на сохраненные анализаторы, создание ситуации успеха, индивидуальный подход, эмоциональный комфорт, помощь психолога в преодолении сложных задач.

Занятие

1. «Я-ты» (Психолог называет определения: маленький, темноволосый, взрослый, ребенок и т. д. Ребенок показывает на того, к кому подходит определение и пытается произнести Я-ты)

2. «Перепутанные линии» - Ребенок пальцем должен проследить путь каждой линии.

3. «Точки» - В течение 1-2 сек. ребенку показываем 1карточку с точками и просим запомнить. Закрываем 1. карточку и в пустой просим нарисовать так же точки

4. «Какое время года»- Перед ребенком лежат картинки. Ребенку задаем вопросы (какое время года, когда бывает снег, когда цветут цветы и т. д.)

5. Ребенку дается задание нарисовать одновременно двумя руками солнышко.

3. На воспроизведение не более 15 сек. 1. картинка с линиями.

3. карточки с точками и с пустыми квадратами

4. Картинки с изображением времен года.

1. «Кто как разговаривает»- Ребенку показываем картинки с изображением животных и спрашиваем кто как разговаривает. Ребенок пытается произнести (муу. -мяу, шии и т. д.).

2. Называем ребенку различные слова (стол, кровать, дерево, конфета и т. д.) Ребенок должен внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда встретится слово обозначающее, например животное.

3. «Продолжи линию» -ребенок должен одновременно двумя руками продолжить нарисованную линию.

4. Песочная терапия. Ребенку предлагается песок и набор мелких игрушек. Ребенку предлагается сюжет игры.

5. «Угадай» - На столе разложены пластмассовые фигурки. Ребенок рассматривает их, затем завязываем ему глаза и даем одну из игрушек. Ребенок должен на ощупь понять какая у него игрушка. После этого развязываем глаза. ребенок показывает ее.

1. Картинки с животными.

3. Карточки с нарисованными линиями.

4. стол с песком, набор мини игрушек.

5. Набор пластмассовых фигурок.

3. Задания:

1. «Эмоции»- Ребенку показываем картинки с различными эмоциями и предлагаем изобразить эту эмоцию самому.

2. «Рассели карандаши»- Ребенку предлагаем одновременно двумя руками расставить карандаши двух цветов в разные стаканы.

3. «Найди букву»- Ребенку предлагается найти в каждой строчке, и зачеркнуть букву «А» либо другую (букву, цифру).

4. «Запомни картинки»- Перед ребенком выкладываются картинки с различными изображениями. В течение 1-2 сек. он должен их запомнить. Затем картинки смешиваются с другими и ребенку предлагается выбрать те, что он видел.

5. «Предметы с различной фактурой поверхности». - Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом - одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.

3. Время выполнения по 30 секунд.

4. Время запоминания 1-2 секунды 1. Картинки с изображением эмоций.

2. Карандаши 10 красных и 10 синих, два стакана.

3. Таблица с буквами.

4. Набор картинок.

5. Разнофактурные предметы, материалы.

1. «Звуки на слух»- Перед ребенком разложены картинки названия которых различаются только одним звуком (мишка-миска). Взрослый (называя в разной последовательности). просит показать, где (мишка, ребенок -показывает.

2. «Золушка» - Ребенок должен двумя руками одновременно, разобрать. смешанные между собой зерна гороха и бобов в разные стаканы.

3. «Что лишнее» - Ребенку демонстрируются две одинаковые картинки, на которых есть не значительные различия. Ребенок должен показать их и пытаться назвать.

4. «Соедини линиями» - Ребенку предлагается соединить линией картинки, названия которых оканчиваются на один и тот же звук.

5. «Песочная терапия» - Стол световой с песком. Ребенку предлагаем рисовать песком на любую тему.

1. Картинки: мишка-миска

санки-танки

свет-цвет

чаша-чаща

рожки-ножки

марина-малина

корка-горка

мышка-мишка

банка-банька

круг-крюк

осы-козы, кот-крот и т. д.

2. тарелка с зернами гороха и бобов. 2стакана.

3. две картинки с изображением.

4. Картина с различными изображениями, оканчивающимися на один и тот же звук.

5. Световой стол с песком.

5 Задания:

1. «Собери»- Ребенку предлагается картинка, разрезанная на разные части. Ребенок должен ее собрать.

2. «Цифры заблудились»- Ребенку предлагаем вписать в пустые окошки недостающие цифры.

3. «Переселение»- Предлагаем ребенку коробку с мини-фигурками домашних и диких животных. Он должен одновременно двумя руками разложить их на две группы.

4. «Найди клоуна»- Психолог просит ребенка показать на картинке того клоуна, о котором он говорит. (У него желтый колпак, Он веселый и т. д.)

5. «Ежик» - При помощи пластилина и арбузных семян ребенок лепит ежика, психолог проговаривает его действия.

1. Разрезанная картинка.

2. Карточки с окошками в которых парно точки и цифры, в некоторых окошках пропуски.

3. 3 коробки. Набор фигурок животных.

4. Картина с изображением нескольких клоунов.

5. Пластилин, семена арбуза.

6. Задания:

1. «Дорисуй фигуру» -Ребенку предлагается карточка с 9квадратами в каждом из которых кроме одного нарисованы фигуры в определенном порядке. Ребенок должен определить закономерность расположения фигур и дорисовать недостающую.

2. «Подбери картинку» - Ребенку предлагаются картинки с изображением времени года и картинки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки и тому подобное. Ребенок должен назвать предмет и подложить к картинкам с изображением временем года.

3. «Покажи ладони»- Называем ребенку различные слова (окно, яблоко, мальчик и т. д.) Ребенок должен внимательно слушать и показывать психологу ладони, когда встретится слово обозначающее, например растение

4. «Арттерапия» - Ребенку предлагается с помощью пальчиков нарисовать картину красками. Т

1. Карточки с изображением фигур.

2. Картинки с изображением времен года +мелкие картинки.

3. Краски, ватман.

7 Задания:

1. «Логические связи» - Ребенку предлагается несколько картинок с рисунками между которыми есть логическая последовательность (гнездо птицы-в гнезде яйца птицы-в гнезде птенцы и т. д.). Ребенку предлагаем расположить картинки в определенной последовательности.

2. «Художник» - ребенку выдается рисунок, состоящий из точек. Он должен обвести его и раскрасить.

3. «Камешки-ракушки» - Перед ребенком стоит коробка с ракушками и камешками. Задание одновременно двумя руками разобрать ракушки отдельно, камешки отдельно в две коробки.

4. «Сосчитай» - Ребенку выдается коллекция мини овощей. По заданию психолога (положи в ряд четыре яблока) ребенок выполняет то или иное действие.

1. Наборы картинок.

2. Точечный рисунок.

3. 3 коробки, морские камешки и ракушки.

4. Набор овощей.

8 Задания:

1. «Художник перепутал» - Ребенку предлагается картинка, на которой изображены нелепицы (Зимняя деревня и цветет яблоня). Задание обвести кружком то, чего не могло произойти (зимой, летом и. т. д., Посчитай кружков должно быть четыре (три).

2. «Фигуры» - Ребенку предлагаются изображения фигур и рисунок, состоящий из этих фигур. Задание закрасить те фигуры, из которых состоит рисунок.

3. «Ухо-нос» Исходное положение: стоя. Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.

2-й уровень сложности.

То же, но в быстром темпе.

4. «Повтори слова» - Психолог называет ребенку 10 слов, ребенок их должен запомнить и повторить.

5. «Буквы» - Психолог показывает ребенку букву и просит ее произнести.

4. Проигрывается несколько раз. 1. Картинки. Карандаш.

2. Фигуры, картинки из фигур карандаши цветные.

5. Набор букв.

9 Задания:

1. «Животные» - Ребенку предлагаем поиграть в игру: психолог называет любое животное, а ребенок должен его показать (как оно движется, гримаса и т. д., озвучить.

2. «Лишнее»- Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены группы предметов. Ребенок должен показать какие из них не подходят в данную группу.

3. «Елочка»- Ребенок должен двумя руками одновременно нарисовать елочку.

4. «Звуки»- Психолог показывает ребенку картину, на которой изображены различные предметы, животные и т. д. и проговаривает название каждого нарисованного предмета с выделением последнего звука в названии. Затем ребенок должен соединить линиями изображения, которые заканчиваются на один и тот же звук.

5. «Мяч»- Психолог просит ребенка поиграть в мяч по правилам. Правила таковы: психолог называет слово и бросает мяч ребенку, если слово обозначает предмет-ловим мяч, если что-то живое – не ловим мяч (кукла, стол, девочка, солнце, котенок и т. д.)

2. набор картинок.

3.2листа бумаги, 2карандаша.

4. Картина.

10. Задания:

1. «Сказкотерапия» - Психолог предлагает ребенку разыграть сказку. Для этого берем куклы, психолог проговаривает сказку и одновременно с ребенком при помощи кукол показывают действие сказки. (Репка, Теремок и т. д.).

2. «Крупа» - Перед ребенком ставим емкость с крупами (греча, рис, чечевица). Задание разобрать крупу одновременно двумя руками на три емкости.

3. «Внимательные руки»- Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «И», «Й» или без них (Лифт, йод, инженер, воробей стол, прогулка, аллея, буйвол, климат и т. д.). Ребенок держит руки на коленях, когда слышит звук «И» поднимает правую руку, когда «Й» левую. Когда не той не другой-руки остаются на коленях.

4. Арттерапия- Работа с кинетическим песком. Фантазируем с ребенком тема «Волшебный город».

1. Куклы и другие элементы (теремок, репка и т. д.) сказки.

2. Крупа, емкости для крупы.

4. Кинетический песок.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 «Родничок»

Индивидуальная программа развития

для ребенка с ограниченными возможностями здоровья на

Р. Вадима

на 2016-2017 учебный год

Разработал:

воспитатель группы №4 «Теремок»:

Тонкушина Ирина Валентиновна

Сургут 2016

Цель: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.

Задачи:

Выявление особых образовательных потребностей ребенка, обусловленных недостатками в физическом развитии;

Возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;

Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;

Проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;

Подготовка к школьному обучению;

Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Основные направления проводимой работы:

Комплексное обследование ребенка педагогом-психологом, учителем-логопедом,

Разработка педагогами - специалистами (педагогом- психологом, учителем-

логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию) индивидуальных планов развития ребенка;

Социально-психологическое изучение семьи;

Обязательное взаимодействие с семьей ребенка и вовлечение ее в воспитательно - образовательный процесс;

Переподготовка и повышение квалификации педагогов;

С ребенком-инвалидом в детском саду работают специалисты:

    педагог-психолог;

    учитель-логопед;

    воспитатели;

    музыкальный руководитель;

    инструктор по физическому воспитанию;

    медицинский работник.

Развивающая среда МБДОУ № 25 «Родничок».

    Физкультурный зал;

    Музыкальный зал;

    Кабинеты специалистов (педагога-психолога, учителя – логопеда);

    Групповое помещение №4 «Теремок».

Принципы работы с детьми с ОВЗ

Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Методы и формы работы с ребенком:

    Сказкотерапия

    Игротерапия

    Релаксация

    Песочная терапия

    Психогимнастика

План мероприятий для детей с особыми образовательными потребностями

на воспитанника группы №4 «Теремок» Р. Вадима

п/п

мероприятия

сроки

ответственные

отметки о выполнении

Беседа с семьей с целью знакомства и сбора информации о семье; развитии ребенка, о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями; выяснения образовательного запроса со стороны родителей

сентябрь

медработник, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физ.культуре, музыкальные руководители

Весь год

воспитатели

Контроль за адаптацией к условиям МБДОУ и состояние здоровья, самочувствием в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в детском саду. Консультирование воспитателей и родителей, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к ребенку в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Весь год

медработник

Углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития.

Начало года

Конец года

Воспитатели, педагог- психолог, учитель-логопед

Разработка и утверждение плана работы с ребенком-инвалидом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, медицинских показателей, рекомендаций психолога, ожиданий родителей.

сентябрь

Воспитатели, медработник педагог- психолог, учитель-логопед

Развитие игровой деятельности: побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, учить распределять роли между партнерами по игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации

Весь год

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире:

Весь год

воспитатели

формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах)

Сентябрь

воспитатели

развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Сентябрь, октябрь

Привлечение семьи в общественную жизнь группы: акция «Спаси дерево»,

Изготовление «птицы счастья» для украшения новогодней ели,

Помощь в оформлении зимнего участка

«Белая ромашка»,

Участие в конкурсе декоративно - прикладного творчества.

Октябрь

декабрь

Декабрь

Март

апрель

воспитатели

Психодиагностика высших психических функций, особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка.

Коррекция несформированных высших психических функций, взаимоотношений в детском коллективе.

Начало года

Весь год

Педагог-психолог, воспитатели

Подготовка ребенка-инвалида к участию в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду

Весь год

воспитатели, учитель-логопед, инструктор по физ.культуре, музыкальные руководители

Реабилитация средствами культуры (пение, слушание музыки, чтение стихотворений, отрывков из худ. произведений).

воспитатели, музыкальные руководители

Участие ребенка-инвалида в организованной физкультурной деятельности в МБДОУ № 92 «Веснушка»: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, корригирующие упражнения, комплексы, дыхательной, гимнастика после сна, гидромассаж стоп, ходьба по «дорожкам здоровья», релаксация.

воспитатели, инструктор по физ. культуре

Библиография:

1. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004,146с

2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220с

3 Мамайчук И.И «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь»,2008, 286с

4. Практикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003,415с.

5. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух.С-Петербург, «Речь»,2007,112с.

6. Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения,2008,№7

7. Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь»,2006,142с

8. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс»,2006,75с

9. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002,158с

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»

Программа

индивидуального психологического сопровождения

ребенка с ОВЗ (с задержкой интеллектуального развития)

Гринько

Александр

Леонидович

Срок реализации: 2016-2017 учебный год

Ответственный за реализацию программы: учитель

начальных классов Белоненко Татьяна Бургандиевна

п.Зимняя Ставка

Пояснительная записка

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (задержка интеллектуального развития) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.

Цель программы : создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (задержка интеллектуального развития) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) обеспечение адаптации к школе;

6) развитие учебной и познавательной мотивации;

7) развитие самостоятельности и самоорганизации.

    Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

    Системность . Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

    Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

    Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

    Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

    диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

    коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

    консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

    информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Гринько Александр

Дата рождения - 16.08.2006 г.

Выписка из заключения ПМПК : Рекомендуется обучение в 1 классе по адаптированной образовательной программе для детей с 2015 -2016 учебного года. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с логопедом, психологом.

Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления;

Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень интеллектуального развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве.

Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера, в меньшей – сенсомоторная.

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности ВНД:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается в полной семье. Кроме данного ребенка в семье воспитывается 4 несовершеннолетних ребенка, которые являются родными сестрами и братом данному ребенку. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные

Таблица 1.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Ответствен-ные

Диагнос-тический

Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи);

социальный педагог, учитель-логопед,

Реализа-циипрограм-мы

Реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

социальный педагог,

Анализа и коррек-ции

Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

социальный педагог,

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

Дискуссия, обсуждение, беседа;

Наблюдение;

Эксперимент;

Анкетирование, опрос;

Консультирование;

Методы групповой и индивидуальной работы;

Проективные методы;

Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы : Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии.

Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2015 г.), итоговая диагностика (май 2016г.), заседание ПМПк (итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реали-зации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».

Кадровое обеспечение:

Учитель начальных классов, социальный педагог

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка , обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2016г. по 15 мая 2017г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут, в первой половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

Повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

Развитие личности учащегося;

Повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

Социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат :

Восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

Коррекция несформированных психических функций;

Успешная адаптация к школьному обучению;

Развитие познавательной и учебной мотивации;

Развитие познавательных процессов;

Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Таблица 2

Сроки

Коли-чество

заня-

деятельности

Примеры используемых методик и упражнений

Сентябрь

Входная диагностика

уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

«10 слов»,

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки» и др.

Диагностика уровня школьной мотивации

Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе»

Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальнойдезадаптации

Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций).

Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания.

Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это?Что это?» и др.)

Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных пред-ставлений

«Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.

Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.

Развитие пространственного мышления и мелкой моторики

«Танграм», «Волшеб-ный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструк-тора

Развитие познавательных процессов.

Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.

Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения

Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

«10 слов», «Перепутанные линии»,

«4-й лишний»,

«Последовательные картинки» и др.