Успенский пост: история, смысл, питание. Успенский пост: история и традиции

Успенский пост – это православный пост перед Успением Божьей Матери, почти такой же строгий, как Великий пост. Каждый год он начинается и заканчивается в одно и то же время.

Из материала вы узнаете об истории поста, что можно кушать в Успенский пост и какие его традиции следует соблюдать.

История Успенского поста

Этот пост был утвержден в память о Божьей Матери, которая, будучи святой и непорочной, постилась за людей и молилась о них, хотя сама в посте не нуждалась. Во время поста верующие воспевают Богоматерь и просят её о молитве за грешников.

По другой версии, Успенский пост был учрежден в честь двух праздников – Преображения Господня и Успения Божьей Матери. Не исключено, что оба варианта имеют место быть.

Традиции Успенского поста

Успенский пост начинается 14 августа по новому стилю и длится всего две недели — до 28 числа. Как известно, это самый короткий из постов.

Он начинается с Медового Спаса, продолжается праздником Преображения Господня и Яблочным Спасом, а завершается Успением Божьей Матери и Ореховым Спасом. Успение, иначе говоря – смерть, становится праздником, поскольку после Воскресения Христа уход в мир иной больше не связан со скорбью и болью утрат.

Этот пост уже считается осенним: вслед за его окончанием наступает новый сезон, а 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие.

Нужно помнить, что пост – это вовсе не диета и не подобие вегетарианства. В первую очередь, во время поста христиане воздерживаются от пищи и разного рода развлечений ради Иисуса Христа. Пост предполагает, таким образом, и духовное воздержание. С Божьей помощью верующие стремятся победить свои слабости и вернуть мир в отношения со своими ближними.

Во время поста перед Успением в принципе можно регистрировать браки. Однако обряд венчания в это время не осуществляется, поскольку во время поста принято воздерживаться от плотских утех, гуляний и бурного веселья. Это тихое время следует посвятить молитве о ближних, посещению церкви и скромным занятиям.

Питание во время Успенского поста

Что можно кушать в Успенский пост

  • Понедельник, среда, пятница – можно есть сухую пищу (не вареную и не горячую). В эти дни в рационе может присутствовать хлеб, овощи, орехи, мёд, различные фрукты, грибы и ягоды.
  • Вторник, четверг – в эти дни недели можно есть тёплую отварную еду, но при её приготовлении нельзя пользоваться растительным маслом. Например, можно приготовить вареную картошку или буряк.
  • 19 августа – праздник Преображения Господня. В связи с этим можно готовить блюда из рыбы на растительном масле и даже пить вино.
  • 28 августа – Пост можно завершить, но только в том случае, если дата выпала не на пятницу или среду. Если Успение Богородицы пришлось на эти дни недели, то кушать можно рыбу, вареные блюда с растительным маслом, а также пить вино. Но полное разговение разрешается только 29 августа.

Что нельзя есть во время Успенского поста

  • Блюда из мяса;
  • Молочные и кисло-молочные продукты: молоко, сметана, масло, сыр и так далее;
  • Блюда из курицы и мяса других птиц;
  • Яйца и любые продукты, в состав которых они входят.

Пословицы, посвященные Успенскому посту

  • Ласточки отлетают в три раза в три спаса;
  • Кто как (когда) хочет, а журавль в спасовку (летит в отлет).
  • Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продавать.
  • Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка.

Летом, через месяц после Петрова (Апостольского) поста, начинается Успенский пост. Он пришел к нам из давних времен. Приблизительно в 450 году Лев Великий ясно указывал на Успенский пост среди четырех церковных постов, каждый из которых приходится на определенное время года.

Окончательно Успенский пост был установлен в 1166 году на Константинопольском Соборе, где председательствовал патриарх Лука. На Соборе было подтверждено, что все православные христиане должны соблюдать этот пост. Церковь призывает подражать Матери Божией, перед переселением на небо постоянно пребывавшей в молитве и посте.

Когда проходит Успенский пост

Успенский пост - самый коротких из всех постов. По старому стилю он был установлен с 1 по 15 августа, сейчас же сместился на 14-28 августа. Он проходит перед двумя великими праздниками - Преображения Господня и Успения Божией Матери, начинаясь с . Этот пост считается одним из самых строгих, он уступает только Великому.

Наиболее строго пост соблюдается в понедельник, среду и пятницу. Успенский пост уже считается осенним, он завершает церковный год и открывает новое время года - осень. Церковное новолетие происходит 14 сентября по новому стилю.

Весь Успенский пост как бы связывают воедино три праздника - три Спаса.

Что символизирует Успенский пост

Успенский пост должен быть временем радости, временем возвращения домой, оживания. Нужно отряхивать с себя все обветшалое и омертвелое, чтобы обрести способность жить. Пост готовит к празднику Успения, который можно назвать неожиданным для миропонимания. Действительно, что празднуется? Смерть Богородицы? Однако слово «успение» означает не «смерть», а «сон».

Смысл праздника в том, что нет больше такой смерти, какая ждала бы каждого, если бы не Воскресение Христово. Нет страха смерти и нет скорби о ней. И даже уйдя, Пресвятая Богородица не оставляет мир.

Согласно преданиям, после Вознесения Господа Иисуса Христа она жила возле Иерусалима и любила посещать Гефсиманский сад и Голгофу, где подолгу молилась. Она молилась о том, чтобы иудейский народ обратился к вере, о новых церквях в разных странах.

Однажды после такой молитвы пред ней предстал Архангел Гавриил, и до этого не единожды являвшийся ей с возвещениями велений Божиих. С радостью он ей сообщил, что спустя три дня ее земной путь будет окончен и Бог возьмет ее в вечные обители. При этом он дал ей сияющую неземным светом райскую ветвь.

Узнав о том, когда произойдет ее переход из этого мира, Дева Мария готовилась к нему с молитвой и постом, несмотря на то, что она не нуждалась ни в исправлении, ни в очищении души. Ее жизнь - образец жертвенности и святости.

В назначенный час в комнате пылали свечи, а Богоматерь возлежала на украшенном одре в окружении близких любящих людей. Внезапно храмина озарилась светом Божественной славы, и с неба сошел Сам Господь в окружении Ангелов, а также душ ветхозаветных праведников. Безо всякого телесного страдания, глядя на Своего Сына и словно засыпая, она передала Ему свою чистую душу.

Во время погребения апостолы несли одр с Пречистым телом, и огромная процессия верующих провожала его со священными песнями. Предание гласит, что Апостол Фома не успел на погребение, и ему позволили войти в пещеру в третий день, чтобы дать возможность в последний раз поклониться Пресвятой. Однако в пещере они увидели только погребальные пелены, приятно благоухающие, а тела Богородицы там не было. Тогда они поняли, что Господь взял на Небо ее пречистое тело.

Вечером того же дня во время трапезы Матерь Божия явилась апостолам и сказала им радоваться, ибо она с ними во все дни.

Пост для православных - это подражание подвигу Богородицы и ее чистоте, а также восхваление Пресвятой, которая неустанно насаждала и утверждала Христианскую Церковь.

Пояс Богоматери и святые одежды с благоговением хранятся, разделенные на части, и до сих пор творят чудеса, как и многочисленные иконы. С особой торжественностью праздник Успения Пресвятой Богородицы проходит в Гефсимании, где она была погребена.

Как поститься во время Успенского поста

Этот пост, с одной стороны, один из самых строгих. А с другой - он всегда считался легким, потому что можно было есть молодой картофель, овощи, фрукты и грибы. Виноград и яблоки разрешается есть после (19 августа).

Во время Успенского поста нужно воздерживаться от сыра, мяса, масла, яиц и молока. С 14 августа (Медовый Спас) освящается медовый сбор, и его тоже можно употреблять в пищу. В понедельник, среду и пятницу самый строгий пост - сухоядение, то есть нужно питаться неотваренной пищей. Во вторник и четверг можно есть вареную пищу без масла. В субботу и воскресенье разрешено вино и растительное масло.

19 августа, в день Преображения Господня, разрешена рыба, как и в праздник Успения, если он приходится на среду или пятницу, а разговение начинается на следующий день. Если Успение Пресвятой Богородицы приходится на другие дни недели, то поста уже нет.

Однако в дни поста немаловажным является и духовное воздержание: от страстных и греховных движений, которые услаждают пороки, и от ссор и раздражения. Пост также строг к шумным развлечениям. Принято тратить меньше денег на еду, освобождая их для благотворительности.

Нужно помнить о том, что приучаться к посту необходимо постепенно. Человек, никогда прежде не постившийся, скорее испортит себе здоровье, чем приблизится к святости, если начнет резко поститься. К тому же, он станет раздраженным и нетерпеливым.

Каждый сам должен определять, сколько в сутки ему нужно еды и питья, и постепенно уменьшать количество, сводя к необходимому для жизни минимуму. А главным правилом является то, что не нужно отягчать свои сердца пьянством и чревоугодием. Важно не забывать, что суть поста, прежде всего, не в отказе от животной пищи, а в том, чтобы ограничить удовольствия.

Пост призван сделать нашу телесную природу крепкой и легкой, которая могла бы подчиняться движениям духа и исполнять его требования. Все боголюбивые люди чувствовали, что пост - очень сильное средство, чтобы приготовиться к спасительным и великим делам, святые всегда строго постились и советовали другим.


Успенский пост – это, в первую очередь, воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях, старание с помощью Божией преодолеть свои недостатки и возвратить мир и согласие в отношения с ближними, ежели оные были утеряны.

1. Что такое Успенский пост.

Успенский пост (в просторечии Спасовка, Спасы,...) - многодневный православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы. Соблюдается с 1(14) по 15(28) августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

2. История возникновения и установления Успенского поста.

Согласно предания, Богородица знала о времени своего перехода из этого мира. Она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой. Православные люди, желая хотя бы отчасти уподобиться чистоте Пресвятой Богородицы, восхвалить Ее соблюдают Успенский пост.
Со времени раннего христианства известен Успенский пост. Так, в беседе Льва Великого, Папы Римского, датированной приблизительно 450 годом, уже имеется указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский ), для зимы – зимний (Рождественский) ".
На Константинопольском Соборе 1166 года (под председательством патриарха Луки Хрисоверга) произошло окончательное установление Успенского поста. Все православные христиане должны соблюдать Успенский (Богородичный) пост с 1(14) по 15(28) августа.

3. Как себя вести во время Успенского поста

Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям, творить благие дела, проявлять терпение и сдержанность.
Как тело и душа едины в живом человеке, так и пост телесный тесно соединяется с постом духовным. Как душа проникает тело и оживляет его, так и пост духовный гармонично дополняет пост телесный. Святая Церковь заповедует: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды ".
Пост телесный - это воздержание от обильной, вкусной, сладкой пищи, отказ от пищи скоромной (более питательной) в пользу употребления пищи постной (менее питательной).
Пост духовный - это воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки, отказ от любимых грехов и прегрешений в пользу противоположных им добродетелей.

4. Как питаться во время Успенского поста.


Согласно церковному уставу, строгость трапезы в Успенский пост не отличается от Великого поста. Полностью исключаются мясные, молочные продукты, яйца. Тем не менее, Успенский пост считается самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.
К тому же Успенский пост совпадает с Медовым спасом (первый день поста). В этот день совершается освящение меда нового урожая и благословляется его употребление в пищу. Христиане день пекут постные блины с медом, булочки, плюшки с маком и медовые пряники.
На время Успенского поста приходится Праздник Преображения Господне, 6 (19) августа, когда разрешается употребить в пище рыбу. В этот же день приходится праздник Яблочный Спас - освящение яблок нового урожая, и благословляется употребление винограда в пищу.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 (28) августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день. Если же праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на другие дни недели, то поста уже нет.

Успенский пост – призыв к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Дева Мария.

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Спасителя – на Руси их принято называть Спасами. В эти дни происходит освящение плодов земных.

Первый Спас – это праздник в честь Креста Христова, он приходится на начало поста, 14 августа. Во время него освящается мед.

Второй Спас – праздник Преображения Господня (19 августа) – включает в себя освящение винограда (Русь – не виноградная страна, поэтому эти плоды заменяются нашими фруктами овощами, в том числе, яблоками).

Третий Спас – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь (29 августа) – отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. В этот день освящаются хлеба нового урожая.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Но это далеко от истины.

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря , и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли : таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

В дружной семье весть о том, что её мать находится на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Деву, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас .

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери - это в первую очередь прошения о благоденствии живущих , пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа (ст.ст.) .

Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью, но позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице едиными устами с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой.

В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул:
«О, Дева! В Тебя вселился Господь - Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении Своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Её рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Вконтакте

Успенский пост — один из четырех длительных постов в году, который установлен Церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда начинается Успенский пост в 2018 году и какого числа заканчивается?

Его продолжительность, а также даты начала и завершения постоянны: с 14 (1 по старому стилю) по 27 (14) августа.

В странах Восточной Европы этот пост часто именуют Спасовкой, так как три важных праздника, выпадающих на август, носят название Спасов:

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, приходящийся на первый день поста, происходит из древнего обычая обходить город крестным ходом с молитвой о защите от пожаров, засух, болезней и иных бедствий. Медовым, или Маковым Спасом праздник называется потому, что в этот день принято освящать собранный мед этого года, а также выпекать маковые булочки, блины или ватрушки.

В день Преображения Господня вспоминается одно из важнейших событий Евангелия, когда Господь Иисус Христос преобразился на горе Елеон, чему свидетелями стали трое Его близких учеников. Яблочным этот Спас назван потому, что на конец лета как раз приходится освящение яблок. В прежние времена только после Яблочного Спаса разрешалось вкушать яблоки нового урожая, а свежие фрукты и овощи начинали входить в ежедневный рацион. Сегодня, при всем изобилии и разнообразии продуктов, люди уже не так интенсивно ощущают радость и значение этого дня.

Вспоминается Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. В простонародье этот праздник именуется Хлебным Спасом: в этот день пекут хлеб из свежего урожая зерна.

Что значит «успение»?

Слово «успение» происходит от глагола «уснуть» («засыпать»). Так было принято называть мирную, спокойную кончину, внешне напоминающую отход ко сну.

В естестве Девы Марии, в непорочном зачатии Ею Сына Божия, во всей Ее последующей жизни побеждались сама природа, естественный ход вещей этого земного мира. Поэтому и смерть Ее не была обычной: Матерь Божия отошла ко Господу в тишине и умиротворении и тут же оказалась рядом с Ним на Небесах. Богородица в рождении ребенка сохранила девство, а в смерти сохранила жизнь.

История

Успенский пост в его теперешнем виде был установлен во время Константинопольского Собора (1166 год). До этого момента летний пост был гораздо более продолжительным и носил компенсационный характер (в указанный период постились те, кто по каким-то обстоятельствам не смог соблюсти Великий пост). Однако на рубеже X-XI веков из этого длительного поста, по слабости человеческой, был изъят целый месяц — июль, и таким образом появилось два летних поста: Петров — с подвижными датами (зависящими от даты Пасхи), и Успенский.

Несмотря на то что Успенский пост выпадает на август, он считается осенним постом. Остальные три поста также соотнесены с порами года (Великий — с весенним периодом, Петров — с летним, Рождественский — с зимним).

Святой Симеон Солунский, живший на рубеже XIV-XV веков, писал, что Успенский пост всем своим духовным смыслом и содержанием посвящен памяти Божией Матери. Точно зная час Своей кончины, Она провела оставшиеся дни в строжайшем посте и молитве. Будучи абсолютно чистой и безгрешной, Она не нуждалась в очищении, но подвизалась за всё человечество, за всех сынов Божиих. Именно поэтому мы постимся в эти дни: с одной стороны, подражая Богородице, а с другой — восхваляя Ее бесконечную Любовь к людям.Святые отцы об Успенском посте

Особенности трапезы

Несмотря на то что осенний пост продолжается всего четырнадцать дней, по строгости устава он равен Великому посту. Из трапезы полностью убираются скоромные продукты и блюда, в состав которых они входят. Рыба и вино могут появиться на столе лишь в праздник Преображения.

Постная трапеза состоит из растительной пищи: овощей и фруктов — свежих, консервированных, тушеных, запеченных; разнообразных круп (рис, гречка, манная крупа и т. д.), а также постной выпечки, сухофруктов, орехов и меда.

Степень строгости поста, конечно же, своя для каждого человека в зависимости от его физического и духовного состояния. Следует помнить, что целью не является физическое истощение или голодовка. У поста духовная задача — укрепить в человеке душевные и духовные силы. Поэтому к постному периоду нужно подходить рассудительно, исходя из личной ситуации. Если вам трудно самостоятельно определить для себя меру, можно посоветоваться со священником, которому вы доверяете.

Как провести Успенский пост

Любой пост — это время тишины, внешней и внутренней. Отказываясь от обычных развлечений, христиане стараются больше времени уделить молитве, посещению богослужений, вдумчивому размышлению о своей жизни, об отношениях с близкими.

Конечно, мир, который нас окружает, практически не позволяет ограничить количество информации, ежедневно проникающей в наше сознание. Этот постоянный информационный шум расстраивает нервы, рассеивает внимание. Но пост может стать как раз тем периодом, когда человек оказывается способен с Божией помощью сосредоточиться на тишине.

В царской России во время поста люди переставали посещать театры и ярмарки, считая такое проведение досуга неуместным. На сегодняшний день всё очень изменилось. На время поста мы пытаемся отказаться от гораздо более приземленных вещей, таких как просмотр телевизора, использование Интернета (если это не является необходимостью по работе) или хотя бы социальных сетей. Как и в пище, в распорядке дня каждый должен определить свою меру на пост самостоятельно. Но каждая поставленная цель не может быть целью в себе самой. Освобождая время от суеты, нужно постараться посвятить его Вечности.

Поскольку Божия Матерь перед Успением постилась ради людей, то и христиане в дни Успенского поста не должны забывать о своих близких и родных, чтобы сохранить мир в семье, в рабочем коллективе, простить старые обиды и попросить прощения у других.