Правовая страничка. Сессия завалена! Что делать? Можно ли пересдать зачет в вузе

3.1. Прием экзамена или зачета по любой дисциплине учебного плана может быть осуществлен не более трех раз. Пересдача неудовлетворительной оценки по одному и тому же экзамену допускается не более двух раз. Вторая пересдача экзамена (зачета) принимается комиссией. Комиссия создается по распоряжению директора института (декана факультета). В состав комиссии, как правило, входят экзаменатор, принимавший экзамен (зачет) по данной дисциплине и два других высококвалифицированных специалиста в данной дисциплине. В состав комиссии по личному заявлению студента может быть включен представитель администрации института (деканата факультета), на котором обучается студент.

В исключительных случаях по личному заявлению студента первая пересдача может приниматься комиссией.

Первая пересдача в экзаменационную сессию разрешается в дни пересдач, согласно утвержденному расписанию.

3.2. Пересдача положительных оценок на более высокие допускается в порядке исключения (не более одного разаи по одной дисциплине) с разрешения первого проректора - проректора по учебной и научной работе по представлению директора института и личного заявления студента после завершения теоретического курса обучения по специальности (направлению подготовки). Как правило, такая пересдача разрешается только с целью получения диплома с отличием.

3.3. В ведомость на пересдачу экзамена деканат вносит фамилии всех студентов, имеющих задолженность по данному предмету (получивших оценку "неудовлетворительно" и не явившихся на экзамен).

3.4. Студент, не сдавший к окончанию сессии хотя бы один экзамен или зачет, установленный для данной сессии учебным планом, либо не защитивший отчет по производственной практике или расчетно-графическую (курсовую) работу (проект), считается имеющим академическую задолженность.

3.5. После окончания экзаменационной сессии повторная сдача экзаменов и зачетов разрешается не более чем по двум академическим задолженностям.

3.6. Для ликвидации академической задолженности директор института (декан факультета) утверждает конкретные сроки и расписание пересдач после окончания сессии:

Не позднее 1 месяца после окончания зимней сессии и не позднее 15 сентября после летней сессии (для студентов очной и очно-заочной форм обучения);

Не позднее 15 сентября после летней объединенной зачетно - экзаменационной сессии (для студентов заочной формы обучения).

3.7. Ликвидация студентом академической задолженности осуществляется строго в соответствии с утвержденным расписанием пересдач.



3.8. Заведующие кафедрами обязаны обеспечить прием зачетов и экзаменов во время пересдач в установленные сроки.

3.10. Студенту, имеющему одну академическую задолженность по дисциплине, директор института (декан факультета) в исключительном случае может перенести эту дисциплину на следующий семестр (в рамках текущего учебного года) и разрешить сдавать экзамен по ней только один раз. При этом студенту устанавливается индивидуальный план ликвидации академической задолженности.

3.12. Студент, полностью выполнивший требования учебного плана данного курса и успешно сдавший все зачеты и экзамены, приказом ректора переводится на следующий курс.

Порядок продления сессии

4.1. Для студента, не посещавшего в течение семестра занятия по уважительной причине (подтвержденной документально) и не имеющего возможности сдать зачеты и экзамены по расписанию, распоряжение о продлении сессии издается до ее начала.

4.2. Студенту, который не смог сдать зачеты и экзамены в период сессии по уважительным причинам, подтвержденным документально, директор института (декан факультета) или его заместитель своим распоряжением устанавливают индивидуальные сроки сдачи сессии. При этом сессия считается продленной на срок не более указанного в п. 3.6 настоящего Положения. Распоряжение о продлении сессии издается после ее окончания.

4.3. Сессия может быть продлена повторно, на срок не более указанного в п. 3.6 настоящего Положения, если студент во время первого продления не явился на зачет или экзамен по уважительной причине (подтвержденной документально).

4.4. Студенту, имеющему не более двух академических задолженностей и не явившемуся по уважительной причине на зачет или экзамен после окончания сессии по расписанию пересдач, сессия может быть продлена повторно, но не более чем на один месяц после срока, указанного в п. 3.6 настоящего Положения.



Подтверждающие документы должны быть представлены не позднее одной недели по окончании сроков, указанных в п. 3.6 настоящего Положения.

4.5. Студент, которому продлена сессия, имеет право на получение стипендии до конца срока продления (если по итогам предыдущего семестра он получал стипендию).

4.6. Студент, обратившийся с просьбой о продлении сессии в связи с болезнью,должен предоставить в деканат справку на следующий день после ее выписки, в противном случае справка к рассмотрению, как правило, не принимается, сессия не продлевается.

Если студент не высказал жалоб на состояние здоровья до начала экзамена или зачета и по их итогам получил неудовлетворительную оценку или «не зачтено», а после этого возбудил ходатайство о предоставлении академического отпуска или о продлении сессии по состоянию здоровья, итоги экзамена (зачета) не аннулируются и сессию студент сдает на общих основаниях согласно настоящему Положению.

5. Порядок отчисления за академическую неуспеваемость

5.1. Студент, не ликвидировавший академическую задолженность по окончании срока, установленного настоящим Положением, отчисляется за академическую неуспеваемость.

5.2. Отчисление за академическую неуспеваемость производится приказом ректора по представлению директора института (декана факультета).


Лист согласования

о внесении изменений и дополнений в Положение о курсовых экзаменах и зачетах ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

В публикации рассмотрены способы, позволяющие студентам получить возможность пересдать экзамен вне плана.
Студенты, читающие данную информацию, встречались с провалом на экзамене, вследствие чего возникла пересдача. В случае сильной запущенности в знаниях по теме экзамена или зачета, преподаватель может не желать слушать учащегося, который пытается получить внеплановую пересдачу. В данном случае студенту грозит отчисление из учебного заведения. Самым оптимальным решением в сложившейся ситуации является поиск вежливого, индивидуального подхода к экзаменатору. Существует несколько советов для таких ситуаций.

Не следует думать, что преподаватель должен идти навстречу учащемуся в случае пропуска положенного срока на сдачу экзамена или провала в знаниях на всех предыдущих пересдачах. Таких студентов очень часто отчисляют, преподаватели не всегда идут на компромисс в решении спорных вопросов. Лучше всего сдавать экзамены и зачеты в срок, чтобы не сталкиваться с пересдачами, которые не лучшим образом отражаются на нервной системе учащихся. Кроме того, тратится драгоценное время на уговоры экзаменаторов.

Каждый студент знает, что дата экзамена выбирается заранее при составлении плана сессии на семестр. В случае неудачного выступления на экзамене, у каждого учащегося есть гарантия пересдать предмет определенное количество раз. Число пересдач для каждого учебного заведения индивидуально.

К примеру, у студента имеется два раза на пересдачу, это количество устанавливается в соответствии с учебным планом. Если по каким-либо причинам учащийся не воспользовался данным числом пересдач, то в дальнейшем вопрос будет решаться строго для каждого студента отдельно.

Самое первое дело – посещение деканата с разъяснением причин отсутствия на пересдачах, далее будет решаться вопрос о внеплановой пересдаче с условием достаточных знаний для грамотного ответа на экзамене. Работники деканата обязательно перенаправят студента к преподавателю, у которого будет происходить пересдача. Учащемуся подскажут контакты экзаменатора, расписание, личный номер мобильного телефона.

Встречаются лояльные педагоги, с радостью помогающие студенту, готовые выслушать его вне намеченных планов. Но бывают и трудные ситуации, требующие терпения и выдержки. Некоторые экзаменаторы наотрез отказываются идти навстречу студенту и назначать день пересдачи. Говорят, что все нужно делать в свое время, в том числе и сдавать экзамены. Если рассудить все с точки зрения системы образования, то отказ правомерен, но не следует забывать о моральных нормах, которые советуют приходить к компромиссу. Студенту важно убедить экзаменатора в блестящих знаниях предмета, в том, что пересдача будет окончательной. Но, в то же время, не следует быть бестактным, наглым и настойчивым, ведь эти качества могут принять за обычную невоспитанность. Слишком скромным быть также не рекомендуется. Во всех делах важно стремиться к золотой середине.

Решение о последней пересдаче имеет огромное значение в жизни студента, в возможности получать дальнейшее образование, поэтому необходимо добиться положительного результата. Не редки ситуации предвзятого отношения преподавателя к учащемуся. От таких моментов никто не застрахован. У некоторого числа преподавателей существует следующее мнение: если студент не знает блестяще предмет, то он вообще не имеет права продолжать обучение в высшем учебном заведении.

Не пересдав несколько раз предмет, студент начинает понимать, что сдать на положительную отметку у данного преподавателя не является осуществимой целью. Выходов из такой неприятной ситуации несколько: отдав все время и силы, выучить предмет и все вопросы экзамена на самую высокую отметку, но даже это не дает гарантии положительного исхода, ведь существует целый ряд дополнительных вопросов, которые поставят в тупик отвечающего. Второй способ решить проблему – заявление с просьбой заменить преподавателя. Такие моменты довольно часто встречаются при процессе обучения, деканат незамедлительно реагирует, чтобы решить сложившуюся проблему.

В деканат обращаются как в устной, так и в письменной форме. Важно точно рассказать причины, по которым не удается найти компромисс с определенным педагогом. Далее решением вопроса занимается учебный совет. Студенту следует помнить, что знания сдаваемого предмета должны быть великолепными, ведь при замене педагога просто необходимо выступить достойно и ответить на все основные и дополнительные вопросы, иначе в деканате не будут повторно делать снисхождения для определенного учащегося. Тогда история может закончиться отчислением из учебного заведения.

РЕГЛАМЕНТ

Нижний Новгород

1. Общие положения

2. Сроки сдачи экзаменов и зачетов

3. Порядок допуска студентов к экзаменационной сессии

4. Подготовка к сдаче экзаменов (зачетов)

5. Порядок проведения зачетов

6. Порядок проведения экзаменов

7. Форма проведения экзаменов

8. Выставление итоговой оценки и объявление результатов экзамена

9. Оформление результатов проведения экзаменов и зачетов

10. Сдача экзаменов и зачетов по индивидуальному графику

11. Ответственность студентов за нарушение порядка сдачи экзаменов и зачетов

12. Порядок ликвидации академической задолженности

13. Отчисление студентов за академическую неуспеваемость

14. Порядок перевода студентов на следующий курс

15. Контроль

РЕГЛАМЕНТ

ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. № 000-1 (в редакции Федерального закона от 01.01.01 г. с изменениями от 22 октября 2010 г.), Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » от 01.01.01 г. , Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 71, Уставом Университета и Положением о промежуточной аттестации студентов НГТУ.


1.2. Регламент проведения экзаменов и зачетов (далее Регламент) определяет порядок допуска, сдачи экзаменов и зачетов студентами, а также порядок ликвидации академической задолженности и отчисления студентов за академическую неуспеваемость.

1.3. Экзамены и зачеты проводятся по дисциплинам утвержденного учебного плана по соответствующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования, при этом, в рамках компетентностного подхода, знания, умения и навыки обучающегося определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено» и «не зачтено».

1.4. Экзамены проводятся по лекционным учебным курсам, а зачеты - по лекционным учебным курсам, а также практическим, лабораторным, семинарским занятиям и курсовым работам . По решению Совета факультета по отдельным лекционным учебным курсам, по отдельным видам практики, курсовым работам и проектам может предусматриваться дифференцированный зачет с оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

1.5. Студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования, сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входит аттестация по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки (по индивидуальным планам), в течение учебного года сдают не более 20 экзаменов.

1.6. Проведение экзаменов и зачетов должно обеспечивать возможности реального контроля знаний и навыков в соответствии с учебными планами.

1.7 В рамках каждого учебного курса кафедрой устанавливается перечень индивидуальных и групповых заданий, которые прописываются в рабочей программе по дисциплине (рефераты, РГР, контрольные работы и др.), Выполнение данных заданий рассматривается как обязательный элемент изучения курса и одновременно форма текущего контроля знаний и навыков.

1.8. Студенты заочной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии, если они не имеют задолженности за предыдущий семестр. Обучающиеся по блочной системе не должны иметь задолженности за предыдущий учебный год.

2. Сроки сдачи зачетов и экзаменов

2.1.Сроки проведения экзаменов (экзаменационная сессия) и перечень сдаваемых экзаменов по учебным дисциплинам определяются графиком учебного процесса университета и рабочим учебным планом по соответствующему направлению подготовки или специальности, и прописываются в расписании экзаменационной сессии.

2.2. Расписание составляется таким образом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее трех дней, исключая день предыдущего экзамена.

2.3. Расписание доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за две недели до начала сессии (в т. ч. вывешивается на информационном стенде факультета* ).

2.4. Для студентов, обучающихся по заочной форме, а также в сокращенные сроки, экзаменационные сессии на каждом курсе устанавливаются в соответствии с учебными планами, но не более трех в течение учебного года.

2.5. Зачеты по курсам, не имеющим экзаменов, проводятся по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии (на последней неделе теоретического обучения перед экзаменационной сессией).


2.6. Предусматривается сдача зачетов и экзаменов по индивидуальному графику (см. главу 10 данного положения)

2.7. Зачеты по всем видам практик принимаются руководителем.

Зачеты по практикам принимаются по окончании практики на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с утвержденной программой.

3. Порядок допуска студентов к экзаменационной сессии

3.1. Студенты очной и очно-заочной форм обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии выполнения и сдачи ими всех курсовых проектов , работ и зачетов, предусмотренных учебным планом текущего семестра. Зачеты должны быть сданы до даты начала экзаменационной сессии, установленной приказом ректора .

В случае, если по дисциплине в текущем семестре зачет учебным планом не предусмотрен, а запланированы контрольные, расчетно-графические и лабораторные работы , студент допускается к экзамену по этой дисциплине при условии выполнения и сдачи вышеперечисленных работ.

Список должников предоставляется заведующим кафедрой в деканат за день до начала экзаменационной сессии.

3.2. Сдача зачета фиксируется в зачетно-экзаменационной ведомости и в зачетной книжке студента соответствующей записью «зачтено».

4. Подготовка к сдаче экзаменов (зачетов)

4.1. По каждой дисциплине от преподавателя студенты получают:

Информацию о графике (сроках), форме и содержании проведения зачетов, экзаменов и других мероприятий текущего контроля знаний (информация вывешивается на информационной доске деканата или кафедры);

Полные сведения о системе оценки знаний.

Преподаватель обязан провести все мероприятия по дисциплине, запланированные рабочим учебным планом и своим индивидуальным планом, в точном соответствии с расписанием занятий на семестр.

4.2. По каждой дисциплине, выносимой на экзаменационную сессию, проводятся консультации не позднее дня, предшествующего экзамену.

5. Порядок проведения зачетов

5.1. Перечень курсов и видов занятий, по которым предусматривается контроль результатов обучения в форме зачета, определяется рабочим учебным планом.

5.2. Зачет может проводиться как в формате, аналогичном проведению экзамена, так и в других формах, основанных на выполнении индивидуального или группового задания, позволяющего осуществить контроль знаний и полученных навыков.

5.3. При групповой подготовке проектов вклад каждого члена группы в разработку соответствующих разделов должен быть указан в письменной форме в методической разработке по проектированию.

5.4. Отчеты по практическим и лабораторным занятиям могут приниматься по мере их выполнения: по практическим занятиям (по отдельным дисциплинам) - в форме контрольных работ и рефератов.

5.5. Зачеты по дисциплинам с семинарскими занятиями могут приниматься на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах. Преподаватель имеет право поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.

5.6. Зачет принимает преподаватель, который читал лекции по данному курсу.

В отдельных случаях, когда преподаватель не может принимать зачет

из-за болезни, командировки или по другой уважительной причине, заведующий кафедрой дает письменное поручение принять зачет другому преподавателю. Данное поручение оформляется распоряжением по кафедре.

5.7. Зачет может приниматься преподавателем не более двух раз.

5.8. Остальные правила проведения зачетов аналогичны правилам проведения экзаменов.

6. Порядок проведения экзаменов

6.1. По представлению деканатов факультетов учебный отдел университета согласовывает, а проректор по учебной работе утверждает расписание экзаменационной сессии.

6.2. Преподавателю, принимающему экзамен, запрещается самостоятельно изменять дату, время и место его проведения без согласования с деканатом, за которым закреплена учебная группа. Данное согласование должно быть оформлено служебной запиской с визой декана или заместителя декана по учебной работе.

6.3. В случае изменения хотя бы одной позиции в расписании экзаменационной сессии (дата, время и место проведения) деканат обязан сообщить об этом в учебный отдел университета, довести сведения до студентов и внести коррективы в расписание на информационной доске своего учебного подразделения.

6.4. При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе оформленную зачетную книжку (на каждой странице должны быть заполнены реквизиты: учебный год, Ф. И.О. студента, подпись декана, заверенная печатью факультета), которую предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

6.5. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

6.6. Выдача на дом аудиторных экзаменационных заданий не разрешается.

6.7. Каждый студент должен быть обеспечен отдельным рабочим местом.

6.8. Ответы на вопросы экзаменационных заданий носят строго индивидуальный характер. В ходе проведения экзамена исключаются все формы консультаций студентов друг с другом или с преподавателем.

6.9. При проведении экзаменов могут быть использованы технические средства и наглядные пособия (плакаты, макеты, натуральные образцы и т. д.). Возможность использования на экзамене справочной литературы , методических материалов, компьютеров и электронных записных книжек определяется преподавателем, и доводится до студентов на консультации.

6.10. Использование средств связи на экзамене запрещено.

6.11. За нарушение порядка проведения экзамена (зачета) студент может быть удален с экзамена (зачета) с проставлением в ведомость неудовлетворительной оценки («незачтено»).

7. Форма проведения экзаменов

7.1. Форма проведения экзамена устанавливается преподавателем по согласованию с кафедрой и фиксируется в рабочей программе по дисциплине.

7.2. Проведение письменного экзамена.

· Письменный экзамен проводится одновременно для всех студентов группы (лекционного потока).

· Для проведения письменного экзамена разрабатываются преподавателем и утверждаются на кафедре экзаменационные задания в количестве вариантов, достаточных для обеспечения возможности организации индивидуального ответа на вопросы.

· Экзаменационное задание может включать в себя:

- «закрытые» тесты, предусматривающие, как правило, возможность выбора одного правильного ответа из нескольких предложенных. Если тест содержит несколько правильных ответов, студенты должны быть об этом предупреждены;

- «открытые» вопросы, требующие краткого ответа или развернутого объяснения;

Задачи и комбинированные задания, требующие выполнения расчетов.

· Студенты должны быть заранее проинформированы о том, какой процент выполнения экзаменационного задания в целом соответствует той или иной оценке.

· Результаты письменного экзамена должны быть доведены до студентов (вывешены на стенде факультета) не позднее чем через два дня после его проведения.

7.3. Проведение устного экзамена.

· Для проведения устных экзаменов разрабатывается перечень вопросов экзаменационных билетов, а также дополнительных заданий, которые могут быть предложены студентам в качестве дополнительных.

· Все основные вопросы распределяются по экзаменационным билетам. Перечень вопросов, количество вопросов в билете и их распределение по билетам утверждаются на заседании соответствующей кафедры. Билеты должны быть подписаны экзаменатором и заведующим кафедрой.

· Каждому студенту независимо от того, который раз сдается экзамен, должна быть предоставлена возможность случайным образом получить один из экзаменационных билетов.

· Структура и содержание дополнительных экзаменационных заданий определяется преподавателем, ответственным за чтение курса. Экзаменационные задания могут быть подготовлены в форме открытых вопросов, тестов и практических заданий.

· Студент, получивший вопросы и задания, письменно выполняет их. Время, выделяемое на подготовку, должно быть достаточным для того, чтобы дать краткий (неразвернутый), но полный (без пропусков) ответ на все структурные элементы экзаменационного вопроса и задания.

· В процессе устного ответа студент делает необходимые комментарии к своим записям и отвечает на уточняющие и дополнительные вопросы экзаменатора.

· При устной форме экзамена экзаменатору предоставляется право задавать студенту по программе курса дополнительные вопросы в рамках отведенного для ответа на экзамене временного норматива. При этом каждый студент в процессе занятий и консультаций должен быть ознакомлен с программой курса, содержанием минимальных требований, которым необходимо удовлетворять для получения положительной оценки по курсу, и критериями дифференциации оценки.

7.4. Проведение комбинированного экзамена.

· В отдельных случаях по решению кафедры курсовой экзамен проводится в два этапа:

Выполнение письменного задания;

Устная часть экзамена.

· Каждый этап проводится в соответствии с правилами проведения устного и письменного экзаменов соответственно.

7.5. Экзамены принимаются преподавателями, читающими данный лекционный курс, при этом может привлекаться преподаватель, ведущий практические или семинарские занятия.

7.6. В случае отсутствия вышеуказанных преподавателей экзамен может принять заведующий соответствующей кафедрой или преподаватель, которому заведующий кафедрой (в письменной форме) делегировал данные полномочия. В случае, когда отдельные разделы курса, по которым установлен единый экзамен, читаются несколькими преподавателями, экзамен проводится с их участием, но с выставлением одной оценки.

8. Выставление итоговой оценки и объявление результатов экзамена

8.1. При определении уровня экзаменационной оценки по дисциплине с преобладанием теоретического обучения рекомендуется использовать следующие критерии:

-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, глубокое систематическое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендуемую в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности ;

-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их исправления под руководством преподавателя;

-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить у профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

С учетом изложенных критериев и при особом внимании к специфике конкретных дисциплин устанавливаются требования к оценке знаний на экзаменах и дифференцированных зачетах по иностранным языкам , инженерной графике, начертательной геометрии, физическому воспитанию и другим дисциплинам, обучение которым направляется преимущественно на формирование практических умений, навыков и профессионального мастерства.

8.2. После выставления оценок и передачи экзаменационной ведомости в деканат студенты имеют право посмотреть работы. Показ работ осуществляется в день объявления оценки.

8.3. Экзаменационные оценки «отлично» и «хорошо» могут быть поставлены преподавателем без опроса студента только на экзамене, как исключение по результатам текущей успеваемости студента в семестре.

9. Оформление результатов проведения экзаменов и зачетов

9.1. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. Ведомости должны быть пронумерованы деканатом, заполнены (в соответствующих графах должны быть проставлены номер зачетной книжки, подпись преподавателя), и подписаны деканом или заместителем декана по учебной работе.

9.2. Неявка на экзамен или зачет отмечается в экзаменационной ведомости словом «не явился» и подписью преподавателя.

9.3. Экзаменационные (зачетные) ведомости выдаются преподавателю деканатом в день, предшествующий консультации по экзамену.

9.4. В ведомости должны быть отмечены те студенты, которые по тем или иным причинам не допущены до экзамена деканатом или кафедрой.

9.5. Экзаменационные (зачетные) ведомости сдаются преподавателем в деканат полностью оформленными, с выставленными результатами экзамена (зачета) в день проведения или на следующий день после экзамена (зачета).

Возврат экзаменационных листов и ведомостей производится преподавателем лично.

9.6 В случае, когда преподаватель не может лично передать ведомость в деканат, он передает ее через секретаря кафедры, на которой работает.

9.7. Сотрудник деканата не имеет право принимать ведомость от преподавателя, если не все графы, предусмотренные бланком, заполнены.

Подчистки, зачеркивания и другие исправления в ведомости допускаются в исключительном случае. Каждое исправление должно быть подкреплено записью преподавателя «исправлено» и личной подписью.

9.8. Документы, связанные с проведением экзаменов (зачетов), хранятся в деканате в течение 5 лет.

9.9. Результаты экзаменационной сессии проставляются в учебных карточках (в месячный срок) и вносятся в АСУ «Деканат» в течение

5 дней после окончания сессии.

9.10. Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все экзамены и зачеты, переводятся на следующий курс распоряжением декана факультета.

10. Сдача экзаменов и зачетов по индивидуальному графику

10.1. Досрочная сдача зачетов или экзаменов разрешается в исключительных случаях по уважительной причине.

Студент излагает причины, вызвавшие необходимость досрочной сдачи зачета (экзамена), в личном заявлении на имя ректора университета. Заявление визирует декан факультета и проректор по принадлежности. На основании данного заявления деканат определяет индивидуальную траекторию сдачи зачетов (экзаменов) и вносит проект приказа о досрочном допуске студента к сессии с обозначением сроков проведения аттестационных процедур. Приказ ректора должен быть издан до начала сессии.

10.2. Студенты, которым решением Совета факультета разрешен индивидуальный план обучения, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, предусмотренные индивидуальным планом и установленные деканом факультета.

10.3. Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, распоряжением декана факультета предоставляется продление экзаменационной сессии на количество дней их болезни. Студент должен уведомить деканат о болезни, и не позднее, чем через три дня после выздоровления представить в деканат справку о временной нетрудоспособности .

Если справка в указанные сроки не предоставлена, деканат вправе потребовать от студента объяснительную записку о причинах нарушения сроков предоставления справки, и, при необходимости, принять к студенту меры дисциплинарного взыскания , вплоть до отчисления.

10.4. Студенты, переведенные из других вузов или восстановленные в НГТУ, сдают зачеты и экзамены по расписанию учебного подразделения, согласованному с соответствующими преподавателями.

11. Ответственность студентов за нарушение порядка сдачи экзаменов и зачетов

11.1.Неявка на экзамен без уважительной причины в назначенное время рассматривается как использованная попытка сдачи экзамена и приравнивается к получению оценки «неудовлетворительно».

11.2. Основанием для уважительной причины является:

Временная нетрудоспособность, подтвержденная справкой медицинского учреждения ;

Другие исключительные случаи, подтвержденные документально.

11.3.Нарушения порядка на экзамене (использование справочной литературы или рукописей справочного характера, методических материалов, компьютеров, электронных записных книжек без разрешения преподавателя, а также средств связи) ведут к удалению студента с экзамена (зачета) с выставлением ему оценки «неудовлетворительно» («незачтено»).

12. Порядок ликвидации академической задолженности

12.1. Для ликвидации студентами академической задолженности декан факультета устанавливает сроки и порядок сдачи экзаменов в пределах срока ликвидации академической задолженности, предусмотренного приказом ректора. Неявка студента на пересдачу экзамена в установленный срок по неуважительной причине влечет за собой выставление неудовлетворительной оценки.

12.2. Пересдаче подлежит не более двух оценок «неудовлетворительно».

12.3. Пересдача экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка, в период экзаменационной сессии, как правило, не допускается.

12.4. Пересдача экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка производится два раза. Для пересдачи экзамена в третий раз назначается аттестационная комиссия. В состав комиссии входят:

Преподаватель, ведущий данную дисциплину;

Преподаватель, читающий эту же дисциплину (или аналогичную), назначенный заведующим кафедрой;

Заведующий кафедрой, за которой закреплена дисциплина;

Декан или заместитель декана по учебной работе факультета (института), на котором обучается студент.

Решение комиссии является окончательным».

12.5. По окончанию экзаменационной сессии деканаты факультетов не позднее, чем за три дня до очередной переэкзаменовки формируют график пересдач и вывешивают его на информационном стенде факультета.

12.6. Студентам заочной формы обучения при наличии уважительных причин деканы факультетов могут устанавливать иные сроки на период до начала следующей сессии.

12.7. Для студентов, прошедших практику, но не получивших зачет в установленное время, кафедрой определяется срок ликвидации академической задолженности по практике в течение двух недель.

12.8. Если студент сдает экзамен в сроки, отличные от утвержденного сессионного расписания его учебной группы (досрочная сдача, перенос экзамена по уважительной причине или пересдача), то, наряду с зачетной книжкой, он должен предъявить направление (экзаменационный лист), подписанный деканом факультета или заместителем декана по учебной работе.

12.9. В случае, когда необходимость в пересдаче экзамена по одной и той же дисциплине у одного преподавателя возникает у группы студентов, деканат может выдать повторную ведомость.

12.10. Ответственность за хранение бланков экзаменационных листов и зачетно-экзаменационных ведомостей на факультете несет диспетчер. Данная функциональная обязанность должна быть предусмотрена должностной инструкцией сотрудника.

12.11. Не допускается хранить не заполненные бланки экзаменационных листов, подписанные деканом или заместителем декана по учебной работе.

12.12. Вопрос о пересдаче оценок «удовлетворительно» и «хорошо» рассматривается в исключительных случаях на последнем курсе обучения после сдачи всех экзаменов и зачетов, но до начала итоговой государственной аттестации. Разрешается пересдать не более двух оценок.

Пересдача оценок «удовлетворительно» допускается, если их количество не превышает двух за весь период обучения.

Решение принимает декан факультета на основании личного заявления студента.

13. Отчисление студентов за академическую неуспеваемость

По представлению декана факультета подлежат отчислению за академическую неуспеваемость студенты:

Не сдавшие в сессию экзамены по трем и более дисциплинам;

Не ликвидировавшие академическую задолженность, а также разницу в учебных планах в установленные приказом ректора сроки;

Не выполнившие индивидуальный график или индивидуальный план обучения;

Не выполнившие программу практики или получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета по практике ;

Получившие неудовлетворительную оценку при пересдаче дисциплины экзаменационной комиссии.

14. Порядок перевода студентов на следующий курс

Перевод студентов на следующий курс осуществляется распоряжением декана факультета по итогам летней экзаменационной сессии (до начала нового учебного года). Все студенты, находящиеся в контингенте на

01 сентября текущего учебного года переводятся на следующий курс, включая студентов, направленных на пересдачу по 1-2 дисциплинам и числящихся в академическом отпуске.

15. Контроль

1. Контроль за подготовкой к проведению экзаменов и их проведением преподавателями в соответствии с настоящим Регламентом возлагается на заведующих кафедрами.

2. Общий контроль за соблюдением процедур настоящего Регламента возлагается на заместителя декана по учебной работе и учебно-методическое управление вуза.

3. Итоги экзаменационных сессий и предложения по улучшению учебного процесса на факультете выносятся на обсуждение заседаний кафедр, Совета факультета.

* в данном Регламенте под учебным подразделением «Деканат факультета» подразумевается и учебное подразделение «Дирекция института»

Какой студент считается неуспевающим?

Неуспевающим считается студент, не сдавший к окончанию сессионного периода хотя бы один экзамен или зачет, установленный для данной сессии учебным планом специальности.

Разрешена ли сдача нескольких зачетов в один день?

Запрета нет.

Кем составляется расписание экзаменов?

Расписание экзаменов для всех форм обучения составляется администрацией вуза (учебнометодическим управлением), утверждается ректором высшего учебного заведения и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала экзаменов.

Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку экзаменов по каждой дисциплине было отведено не менее 34 дней.

Какие документы студент обязан иметь при себе на экзамене?

При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, которые они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

Как принимаются зачеты по семинарским занятиям?

Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студента на семинарах, а также путем опросов студентов.

Преподаватель вправе поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвуют в семинарских занятиях.

Какие сроки устанавливаются для сдачи экзаменов?

Экзамены при очной форме обучения сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.

В виде исключения, учитывая успеваемость, ректор (первый проректор) вправе разрешить хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.

Студенты, которым разрешен в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканатом.

При каких условиях студенты допускаются к сдаче экзаменов?

Студенты очной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи всех расчетнографических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.

Может ли студент, не сдавший зачеты, быть допущен к экзамену?

Студент, не имеющий зачетов (зачета), к экзаменационной сессии не допускается и ему предоставляется возможность ликвидации задолженностей в течение экзаменационной сессии. Конкретный период ликвидации задолженностей по зачетам устанавливается приказом ректора о проведении сессии. Студенты, не ликвидировавшие задолженности в установленный период, представляются к отчислению за академическую неуспеваемость.



Сколько экзаменов и зачетов могут сдавать студенты?

Студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Какой литературой можно пользоваться во время экзамена?

Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а с разрешения экзаменаторов – справочной литературой и другими пособиями.

Учитывается ли посещаемость лекций, наличие конспекта по предмету и т.п. при оценке знаний студента на экзамене?

Преподаватель не имеет права занижать оценки студентам на экзамене в связи с непредставлением ими конспектов лекций и литературы, непосещением какихлибо внеучебных мероприятий, а также по другим причинам, не имеющим прямого отношения к уровню знаний экзаменующихся.

Какие действия может предпринять деканат в случае неявки студента на экзамен ?

Если неявка на экзамен была вызвана неуважительной причиной, то она (неявка) приравнивается к неудовлетворительной оценке.

Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденные соответствующим учреждением, деканат устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.

В каком случае студент, имеющий академическую задолженность, может быть отчислен из института?

По представлению декана факультета приказом ректора с формулировкой «за академическую неуспеваемость» студент может быть отчислен из высшего учебного заведения, если:

в установленные приказом ректора сроки у него образовались в общей сложности три задолженности по экзаменам (неудовлетворительные оценки, неявки на экзамены без уважительных причин, недопуски на экзамен);


после окончания установленного приказом ректора сроков у него имеется одна или более задолженностей по зачетам и (или) экзаменам.

Сколько раз можно пересдавать один и тот же предмет?

Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения.

Разрешается ли повторная сдача экзамена с целью повышения оценки?

Пересдача оценки с целью ее повышения в сессию не допускается. Пересдача не более двух оценок с целью получения диплома с отличием допускается с разрешения ректора или проректоров по учебной работе.

На каком основании предоставляется индивидуальный график или продление сдачи сессии?

В случае болезни студента в семестре по его письменному заявлению при наличии медицинской справки установленного образца приказом ему может быть установлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов.

В случае болезни студента в период экзаменационной сессии продление сроков сессии производится для сдачи:

экзаменов, даты сдачи которых приходятся на время болезни студентов;

экзамена, на подготовку к которому после болезни осталось менее 3 дней. При этом день сдачи экзамена в период подготовки не включается.

Первое продление производится на число дней болезни в экзаменационную сессию, но не менее 4 дней на каждый подлежащий сдаче экзамен следующие продления производятся на число неиспользованных при предыдущих продлениях дней, при этом периоды каникул и практик не учитываются.

(Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264); Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Какова продолжительность учебного года?

Учебный год для студентов очной и очнозаочной (вечерней) форм обучения начинается с 1 сентября и заканчивается согласно рабочему плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Ученый совет высшего учебного заведения вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца.

Кем определяется график прохождения и перечень учебных дисциплин и предметов?

Прохождение учебных дисциплин и предметов определяется государственным образовательным стандартом (основной профессиональной образовательной программой) высшего профессионального образования, утвержденным федеральным органом, учебным планом, утвержденным ученым советом вуза, и программой, утвержденной ректором вуза.

Что предусматривается основной профессиональной образовательной программой?

Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.5, п.5.)

Имеет ли право студент определять содержание своего образования?

Да. Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.2.2.)

Что может повлиять на определение содержания подготовки специалиста?

Право студента в определении содержания своего образования может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом вуза и физическим или юридическим лицом, оказывающем ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве, согласованное с администрацией вуза.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Обязан ли студент посещать факультативные и элективные курсы?

Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.2.1.)

Что такое целевая форма обучения?

В соответствии с постановлением правительства РФ от

19 сентября 1995 г. № 942 « О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» целевая подготовка специалистов призвана удовлетворить потребности в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций, учреждений и, в первую очередь, тех из них, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Контингент студентов в рамках целевой контрактной подготовки формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Какой вид контракта лежит в основе целевой подготовки?

Целевая подготовка специалистов реализуется на основе двух контрактов: между студентом и вузом, а также между студентом и работодателем. Формы типовых контрактов утверждены совместным постановлением Министерства труда и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. № 73/7.

Что оговаривается в контрактах о целевой подготовке?

В контрактах оговариваются права, обязанности и виды ответственности договаривающихся сторон: студента, вуза и работодателя. Заключивший контракт студент, обязан освоить образовательную профессиональную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным образовательным стандартом. Образовательная программа может быть скорректирована, либо дополнена с учетом договоренностей студента, работодателя и вуза.

Вуз в соответствии с контрактом обязан обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности; на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществить подбор организаций для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента; в случае необходимости обеспечить корректировку основной образовательной программы в рамках государственного образовательного стандарта и изучение дополнительных дисциплин по согласованным предложениям студента и учебного заведения. Контракт обязывает высшее учебное заведение выплачивать студенту государственную стипендию. В нем оговариваются размеры и перечень дополнительных доплат к стипендии, пособий и льгот.

В обязанности работодателя входит оплата студенту (полностью или частично) проживания в общежитии, выплата надбавок к стипендии и заработной платы по фактически отработанному на рабочем месте времени в период прохождения производственной практики и стажировки студента. Работодатель обязан оплатить вузу затраты, связанные с реализацией дополнительной образовательной профессиональной программы, если такая потребуется.

(Постановление Министерства труда и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г.

Какая предельная нагрузка студентов всеми видами учебных занятий?

Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторных и вне аудиторных занятий.

При очнозаочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме 160 часов в год.

Имеются ли ограничения по количеству аудиторных занятий?

Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и в среднем он составляет 27 часов в неделю, не учитывая факультативы.

При очно заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме

160 часов в год.

№ 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»).

Может ли студент осваивать дополнительные учебные дисциплины?

Студент высшего учебного заведения имеет право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.16, п.2.3.)

Какова продолжительность каникул?

Для студентов очной и очнозаочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст.16, п.3.)

Может ли быть студент отчислен, если он не приходил на занятия в течение первого месяца обучения без уважительной причины?

С формулировкой «как не приступивший к учебе» студент может быть отчислен, если в течение 10 дней после начала семестра он не приступил к занятиям, не имея на то уважительных причин.


Какие меры могут быть применены к студенту, если он не посещает занятия?

С формулировкой «как фактически прекративший учебу» студент может быть отчислен в случае отсутствия его на занятиях в течение месяца без уважительных причин.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка вуза).