Виды закупок по 44 фз. Госзакупки – начинаем и выигрываем

В самом общем виде конкурентные типы закупок можно разделить на торги и неторговые процедуры. Торги - это закупки, проводимые способом конкурса или аукциона. По результатам торгов заказчик должен заключить договор с участником, предложившим лучшие условия. К неторговым относятся все остальные конкурентные процедуры, в том числе запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры и др. Неторговая процедура может быть завершена заказчиком без выбора победителя. Любая торговая или неторговая процедура может проходить в один либо в несколько этапов. Таким образом, можно выделить следующие основные закупочные процедуры:

1. Торговые процедуры:

  • Одноэтапный конкурс - конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Двухэтапный конкурс - конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения конкурсной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров (работ, услуг). На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Одноэтапный аукцион - конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена до- говора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
  • Двухэтапный аукцион - конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения аукционной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу аукциона, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

2. Неторговые конкурентные процедуры:

  • Одноэтапный запрос предложений - конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), приглашает подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее со- ответствует требованиям заказчика.
  • Двухэтапный запрос предложений - конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик приглашает участников закупки, допущенных ко второму этапу запроса предложений, подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее соответствует требованиям заказчика.
  • Одноэтапный запрос цен - конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), устанавливает все требования к ней и договорные условия, кроме цены, приглашает участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Двухэтапный запрос цен - конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик устанавливает все требования и договорные условия, кроме цены, приглашает допущенных ко второму этапу запроса цены участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с квалифицированным участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Конкурентные переговоры - конкурентный неторговый способ закупки, при котором условия договора, заключаемого по результатам конкурентных переговоров, обсуждаются в ходе переговоров между заказчиком и каждым из участников закупки и фиксируются в протоколах переговоров, а заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

В каждой из перечисленных выше процедур заказчиком может быть установлено требование о проведении предварительного квалификационного отбора участников. В рамках любой процедуры закупка может быть разделена на несколько лотов. В случаях, прямо предусмотренных 223-ФЗ, закупочная процедура может проводиться в закрытом режиме - в этом случае к участию в закупке допускаются лишь потенциальные поставщики, специально приглашённые для этой цели заказчиком. Таким образом, в закрытой процедуре конкуренция ограничена, поскольку к закрытой закупке не может быть допущен любой потенциальный поставщик, а потому случаи использования закрытых процедур строго ограничены законом. Отсутствует конкуренция в процедуре закупки у единственного поставщика, иначе называемой «прямой закупкой». Это неконкурентный способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Какие бывают виды закупок по 223-ФЗ, отличаются ли они от видов закупок по 44-ФЗ? Закон №223-ФЗ предоставляет регулируемой организации право самостоятельно определить в своём Положении о закупках те ситуации, в которых она будет заключать договор по результатам прямой закупки. Однако каждый случай использования прямой закупки должен быть обоснован и экономически целесообразен, дабы не допустить ситуации необоснованного ограничения конкуренции при проведении тендера.

С введением в 2014 году федерального закона №44-ФЗбыли утверждены новые способы и правила проведения торгов. Закупочный процесс в нем описан по всем отдельным уровням - формирование, размещение и последующее управление исполнением заказа. В данной статье рассмотрим, какие существуют способы закупок и их характеристики.

Принципы

Прежде всего, заказчики должны руководствоваться принципами закупок - именно они определяют государственную политику в данной отрасли и их направления.

Принцип открытости, прозрачности отражается в обеспечении полной и доступной информации. Инструментом для осуществления этого принципа можно назвать единую информационную систему (ЕИС) - главный портал закупок. В нем можно размещаются не только торги, но и другие данные - планы-графики, результаты мониторинга и аудита закупок и прочее.

Обеспечение конкуренции как принцип закупок направлено на предоставление равных прав всем участникам на рынке. Например, недопустимо использовать товарные знаки без слов "или эквивалент" в техническом задании - это приводит к снижению числа участников, следовательно, принцип конкуренции не выполняется.

Стимулирование инноваций. В законе о контрактной системе не указано, что входит в понятие "инновационный товар". Однако для коммерческих закупок установлено, что к инновационным относят товары или услуги, полученные в результате научных исследований, технологических работ, имеющие улучшенные характеристики.

Принцип единства определяет равные подходы для планирования и мониторинга закупок государственных предприятий по всей стране, независимо от их сферы деятельности.

Профессионализм - обеспечение осуществления закупок квалифицированными сотрудниками, регулярное повышение квалификации в отрасли закупок.

Ответственность за результативность - степень достижения заказчиком планов и их высокая эффективность как соотношение полученного результата с потраченными ресурсами.

Перечень закупок

Государственные или муниципальные предприятия осуществляют закупки по самым различным нуждам. Это может быть поставка товара (канцелярия, продукты питания, лекарства, хозяйственные предметы) или предоставление услуги или работы (ремонт, строительство, проведение интернет-сети и многое другое).

Чтобы найти поставщиков, предприятие проводит торги или, как еще называют закупки или тендер. По федеральному закону №44-ФЗ их можно разделить на два основных вида. Это конкурентные способы закупки и закупка у единственного поставщика. Конкурентные разделены на:

  • конкурсы (открытые или закрытые, с ограниченным участием и двух-этапные);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы котировок.

Определение способа закупки выбирается заказчиком. Делается это в зависимости от затрат на проведение и получаемых выгод. Для наглядной информации, приведем способы закупок в виде изображенной схемы.

Аукцион

Метод определения поставщиков посредством открытых аукционов и конкурсов указан во второй главе закона №44-ФЗ. Способ закупки аукцион - один из наиболее распространенных методов. На них осуществляется большая часть всех торгов - около 54% проводимых закупок. На следующем месте находятся закупки у единственных поставщиков или подрядчиков, а на третьем - открытые конкурсы. Посредством аукциона можно размещать закупки как на поставку товара, так и на выполнение работ и услуг.

Аукционы как электронные способы закупки размещаются и проводятся на торговых площадках в сети Интернет. По закону о закупках для этого предусмотрено пять электронных площадок. Чтобы подать заявку на электронный аукцион, не нужно отправлять документы в письменном виде - достаточно прикрепить их к заявке в электронном виде.

Заявка участника формируется из двух частей. В одной части включается согласие участвующего, в котором он подтверждает, что готов выполнять условия по предмету договора - поставке, работе или услуге. Также здесь участник информирует о конкретных характеристики поставляемого товара.

В части два участникам уже предоставляется вся детальная информация: уставные документы, лицензии по сфере деятельности, бумаги о соответствии требованиям, а также документы, по которым участник будет иметь преимущества в ходе рассмотрения заявок.

Правительством утвержден перечень объектов, для закупки которых заказчики обязательно должны провести торги в виде аукциона в электронной форме. Например, если это:

  • товар - одежда, продукты, бумага и бумажные изделия, медикаменты;
  • услуги - водный транспорт, водоотведение, ремонт машин;
  • работы - возведение зданий, уборка, мытье окон, услуги туристических предприятий и прочее.

Кроме того, аукцион проводится, если законодательством запрещено делать закупку через единственного поставщика или через объявление котировки. А также извещение об электронных торгах размещается, если для требуемого товара или услуги не обязательно наличие дополнительных критериев: опыта, квалификации, и заявки от участников можно рассматривать только по критерию "стоимость контракта".

Отличие аукциона и конкурса состоит в том, что выигравшим в аукционе считается участник, предложивший самую низкую стоимость контракта. В конкурсе немного другие критерии - побеждает участник с лучшими условиями. Рассмотрение заявок по торгам проводится комиссией - конкурсной или аукционной.

Конкурс и его этапы подробно описаны в статьях 48-55 закона №44-ФЗ. Открытый конкурс размещается для всех поставщиков на официальном портале закупок - единой информационной системе (ЕИС). При объявлении конкурса размещается извещение и документация. Требования для всех участников едины. Победитель определяется в ходе рассмотрения заявок по всем критериям, указанным в документации.

Конкурс как конкурентный способ закупки подразделяется на подвиды:

  • с ограниченным участием;
  • 2-этапный.

Рассмотрим эти подвиды подробнее.

Конкурс с ограниченным кругом лиц

Особенности этого способа закупки товаров (или услуг) указаны в статье 56 федерального закона, регулирующего закупки. В конкурсе с лимитированным кругом лиц предъявляются единые и дополнительные требования. Однако к участию допускаются только лица, прошедшие предквалификационный отсев или отбор (ПКО). В каких случаях заказчики должны выбрать торги с ограниченным участием? Они следующие:

  1. Если предмет закупки - поставка или выполнение инновационных и высокотехнологичных объектов. Примечание: этот перечень устанавливается Правительством.
  2. Если предмет закупки - объект культуры, музейные предметы и коллекции, а также все, что касается архивной документации, хранилищ, реставрации и библиотечных фондов.

Двухэтапный конкурс

Конкурс с двумя этапами отличается от обычного открытого конкурса тем, что заявки в нем подаются дважды. Сначала поставщики предлагают свои условия по предмету торгов без стоимости контракта. Затем, на следующем этапе, после обсуждения предварительной заявки, предоставляется окончательная. В ней указывается стоимость контракта, а также уточненные условия поставщика. Данный способ закупки проводится при выполнении этих требований:

  1. Закупка осуществляется для научных работ - исследований, проектов, включая архитектурные, а также для создания интеллектуальных работ - литературы, искусства (статья 57).
  2. Необходимо обсудить с участниками характеристики или параметры предмета закупки.

Если закупщик в процессе написания описания объекта закупки должен уточнить некие критерии или выбрать правильную формулировку названия закупки, он обсуждает эти вопросы непосредственно с поставщиками. Эти уточнения учитываются на начальном этапе - при формировании технического задания.

Запрос предложений

Эта процедура проведения торгов была введена в 2014 году, с вступлением в действие нового закона о закупках 44-ФЗ. Несмотря на относительную новизну данного способа закупки и отсутствие четкой регламентации, многие заказчики все более часто применяют его при определении поставщиков.

Запрос предложений отправляется в письменном виде от заказчика в адрес поставщиков или подрядчиков. В запросе указываются все необходимые требования и критерии к предмету закупки.

В федеральном законе (статья 83) указано, что в запросе предложений выигравшим считается участник, который направил лучшее предложение по товару или услуге, соответствующее определенным заказчиком требованиям.

На практике этот способ закупки используется в случае, когда в ходе рассмотрения аукцион или конкурс был объявлен несостоявшимся ввиду отсутствия заявок, несоответствия участников требованиям или по другим причинам.

Запрос котировок

В ходе проведения котировки также размещается извещение неограниченному кругу лиц. Победителем считается участник, который предложил наименьшую стоимость контракта. Следует учесть, что начальная цена по котировке не может быть больше 500 тысяч рублей. А годовой объем по запросам котировок не должен превышать десяти процентов. Эти требования, указанные в статье 72 федерального закона, необходимо учитывать в ходе планирования годовых планов и способов государственных закупок.

Плюсы котировок:

  • Быстрота проведения процедуры среди других конкурентных способов.
  • Процесс проведение котировки довольно-таки прост, строго определен и требуется небольшой перечень документов. Поэтому риск получить претензии от ФАС-а, прокуратуры и других контрольных органов минимальный.
  • В заявках поставщиков можно рассматривать не только критерии стоимости, но и по другие - например, эксплуатационные расходы, функциональные характеристики и прочее.

К минусам котировок относят:

  • Нельзя рассмотреть лоты отдельно.
  • Для участия в котировке не нужно обеспечение заявки, которое обычно применяется в конкурсах или аукционах. В этой связи к торгам могут быть допущены недобросовестные поставщики.
  • Большая ответственность в отношении к участникам - регистрация заявок, обеспечение конфиденциальности.
  • Органы по контролю и надзору могут проверить правомерность этого способа, так как по котировке установлены ограничения по объемам и сумме.

Обычно запрос котировок объявляется, когда нужна поставка простого товара в небольших количествах, при которой не требуется высокой квалификации от поставщика.

Торги через единственного поставщика

На этот вид тендеров приходится около 20 % от закупок государственных заказчиков. Способ закупки у единственного поставщика не является конкурентным, то есть договор заключается напрямую, без рассмотрения заявок.

Кстати, данная закупка является больше правом, чем обязательством. Преимуществом тендеров у одного поставщика или подрядчика является их относительная легкость и экономность во времени. Они проводятся при небольшой сумме по контракту или если закупкой не регламентированы какие-либо ограничения, сложные критерии.

В главе 6 закона, в статье 93 по действующей редакции, указано 54 случая, когда можно провести тендер через единственного исполнителя заказа. Перечислять их в данной статье, пожалуй, бессмысленно.

Перечислим основные обстоятельства, при которых возможна закупка товара или услуги у одного поставщика:

  • закупка не состоялась;
  • закупка в отрасли строительства - покупка, аренда, ремонт и прочее;
  • торги в сферах культуры, научной и образовательной сферы, спорта;
  • медицинское обеспечение, включая обстоятельства при чрезвычайных происшествиях;
  • закупки по коммунальному обслуживанию зданий - электричество, теплоснабжение;
  • поставщики являются естественными монополистами, то есть не заменяются и не имеют конкурентов (водоснабжение или железнодорожный транспорт);
  • в сфере обороны и охраны государства;
  • другие, в которых предусмотрена закупка у одного поставщика.

Помимо вышеперечисленных, можно добавить небольшие закупки на сумму не более ста тысяч у одного подрядчика, отобранного заказчикам для поставки товара - оборудования, оргтехники или услуги - например, на аренду помещения. Что касается годового объема, торги не должны быть больше двух миллионов, или, если предприятие крупное, больше 5% от совокупной нормы закупок и не превышать 50 миллионов рублей (статья 93 федерального закона 44-ФЗ).

Закрытые торги

Что относится к способам закупок закрытого метода? Стоит отметить, что к закрытым относят только аукционы и конкурсы. В соответствии со статьей 84 закона, порядок проведения таких торгов определяется тем, что заказчики отправляют приглашения участникам, то есть если в открытых формах принимать участие может неограниченное количество лиц, в закрытых торгах участвуют только приглашенные поставщики.

Проводятся закрытые торги в четырех регламентированных законом случаях:

  1. Закупка проводится для обеспечения федеральных органов, и если информация об этих нуждах является государственной тайной.
  2. Закупки товаров, услуг и работ являются государственной тайной и их сведения отражены в аукционной/конкурсной документации или в проекте государственного контракта.
  3. Если предмет закупки - страхование и охрана, перемещение объектов Фонда драгоценных металлов и камней России или музеев, архивной документации (в том числе копий), рукописей и прочих объектов культурного и исторического значения. Также если эти предметы передаются и принимаются заказчиками во временное пользование/владение физическим или юридическим лицам, включая проведение выставочных мероприятий в России или за ее пределами.
  4. При торгах на уборку зданий/помещений, а также оказанию услуг в качестве водителя для судей и приставов.

Закрытые закупки не размещаются в единой информационной системе, а направляются ограниченному количеству лиц с приглашением к участию.

В ходе проведения закрытого конкурса не допускается отправлять электронные сведения: запросы по поводу документации и ответы на них, внесенные изменения, документы по конкурсу. Разъяснения по поводу положений документации отправляются в адрес всех участников в бумажном виде, в котором обозначается предмет запроса, но без указания лица, которое его направило. Протокол по результатам проведения таких торгов не публикуется в СМИ и на главном портале закупок. Также в процессе конкурса не разрешается аудио- и видеозапись.

Заключение

Итак, к способам осуществления закупки относятся аукционы, конкурсы, котировки, запросы предложений и закупки с единственным поставщиком/подрядчиком. Конкурсы также подразделяются на открытые/закрытые, двухэтапные и с ограниченным кругом лиц. Определение способа закупки - важный момент при планировании годовых планов-графиков.

В соответствии с законом о контрактной системе, можно классифицировать государственные закупки на конкурентной основе или напрямую с одним поставщиком, без таких процедур.

Также закупки можно разделить на закрытые и открытые. К закрытым относят конкурсы и аукционы. Чтобы принять в них участие, поставщикам необходимо получить приглашение от заказчиков. Сведения от таких закупках не разглашаются. Следовательно, открытые закупки доступны неограниченному кругу лиц. Обязательным требованием для всех участвующих являются единые требования: отсутствие долгов по налогам и сборам, административной ответственности, конфликта интересов, также они не должны быть офшорной компанией и прочее. Эти требования указаны в статье 31 закона.

Выбирая способ закупки, нужно учитывать ограничения в его применении и особенности способа, например касающиеся сроков процедур.
Закупку у единственного поставщика можно проводить, если есть специальные основания или сумма не превышает 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. >>>
В остальных случаях выбирают запрос котировок, электронный аукцион либо открытый конкурс >>>
Закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону N .
Для некоторых закупок нужно использовать только определенные способы.
За выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

Услуги оказываются по регулируемым в соответствии с законодательством ценам (тарифам)

Водоотведение

Теплоснабжение

Газоснабжение (кроме услуг по реализации сжиженного газа)

Энергоснабжение или купля-продажа электрической энергии

Контракт должен быть заключен с гарантирующим поставщиком

Услуги связи

Общедоступная почтовая связь (в том числе пересылка внутренних писем и передача внутренних телеграмм)

Данные услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, п. п. 1 – 3, 5 – 8 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637)

Общедоступная телефонная связь (междугородние, местные, внутризоновые соединения сети фиксированной телефонной связи и др.)

Услуги, связанные со служебными командировками

Обеспечение проезда к месту командировки и обратно

Возмещение работникам командировочных расходов не является закупкой (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2016 N ОГ-Д28-8113)

Наем жилья

Транспортное обслуживание

Обеспечение питанием

Любые товары, работы, услуги на сумму до 100 тыс. руб. и до 400 тыс. руб. можно приобрести на основании п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N соответственно. Такие закупки называют закупками малого объема. Для них установлен ряд ограничений.

Основание

Ограничения

У единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N

1) цена контракта не может быть больше 100 тыс. руб.;
2) годовой объем закупок не должен превышать 2 млн руб. или пяти процентов совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ), но не более 50 млн руб. Годовой объем закупок для нужд сельских поселений не ограничен

У единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N

1) могут применять только отдельные категории заказчиков, в частности государственные или муниципальные образовательные организации;
2) цена контракта не может быть больше 400 тыс. руб.;
3) годовой объем закупок не должен превышать 50 процентов СГОЗ и не может составлять более 20 млн руб.

Если для закупки подходит специальное основание, то лучше использовать его. В этом случае у заказчика будет больше возможностей провести в непредвиденных ситуациях закупки малого объема у единственного поставщика.
Кроме того, не рекомендуется проводить закупки малого объема на всю допустимую общую сумму в начале финансового года. В случае если СГОЗ заказчика уменьшится, это может привести к нарушению ограничений для таких закупок. Аналогичная рекомендация изложена в п. 2 Письма Минэкономразвития России от 12.02.2015 N Д28и-229.
Особенностями закупок у единственного поставщика, в частности, являются:
– простота. Например, оформлять документацию о закупке не нужно. Извещение требуется только для некоторых закупок, но и в этих случаях оно составляется в упрощенной форме (ч. 2 ст. 93 Закона N );
– оперативность. В большинстве случаев контракт можно заключить сразу, а если необходимо извещение о закупке – по истечении пяти календарных дней после даты его размещения в ЕИС (ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 93 Закона N , ст. 191 ГК РФ);
– возможность выбрать поставщика по своему усмотрению.
Если заказчик не может или не хочет проводить закупку у единственного поставщика, то нужно выбрать один из подходящих конкурентных способов закупки.

Электронный аукцион

Нельзя применять, если сведения об объекте закупки и (или) о федеральных нуждах, для которых она осуществляется, составляют государственную тайну <2>

1) требуется не только извещение, но и документация о закупке (ч. 1 ст. 65 Закона N );
2) на практике занимает не менее 23 дней, если НМЦК не превышает 3 млн руб., и не менее 32 дней – в остальных случаях <3>;
3) критерием оценки заявок является цена контракта или цена за право его заключения (ч. 10, 11 ст. 69 Закона N )

Открытый конкурс

1) способ нельзя применять, если сведения об объекте закупки и (или) о федеральных нуждах, для которых она осуществляется, составляют государственную тайну <2>;
2) открытый конкурс не проводится, когда закупаются товары, работы или услуги, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, либо в дополнительные перечни, установленные в отношении закупок для нужд субъектов РФ. Данный вывод следует из ч. 2 ст. 59 Закона N ;
3) способ не допускается использовать в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 56 Закона N (ч. 2.1 ст. 56 названного Закона)

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя) , как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

  • Размещение планов закупок и планов-графиков
  • Подготовка, размещение закупочной документации
  • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заключение контракта
  • Приемка товаров, работ, услуг
  • Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера , ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

  • способы определения поставщиков
  • централизованные закупки
  • участие в закупках специальных субъектов
  • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
  • оценку заявок
  • формы обеспечения заявок
  • понятия контрактной службы
  • специализированных и экспертных организаций

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов . Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

  1. Открытые конкурсы
    • Открытый конкурс
    • Конкурс с ограниченным участием
    • Двухэтапный конкурс
  2. Закрытые конкурсы
    • Закрытый конкурс
    • Закрытый конкурс с ограниченным участием
    • Закрытый двухэтапный конкурс
  3. Аукционы
    • Электронный аукцион
    • Закрытый аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Расходы на эксплуатацию
  2. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  3. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

  • Спецификации
  • Планы, чертежи, эскизы
  • Фотографии
  • Результаты работы, тестирования
  • Требования по проведению испытаний и их методов
  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
  • Условные обозначения и терминологию

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

Иные полномочия контрактной службы:

  • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
  • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
  • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
  • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
  • Разработка проектов контрактов заказчика
  • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
  • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта

Экспертная организация по 44-ФЗ

Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

  • Физическими лицами
  • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
  • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
  • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
  • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
  • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
  • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик

Контракт по 44-ФЗ

Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ . Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта .

Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

Тендеры по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки .

Открытый конкурс по 44-ФЗ

Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

В законе не приведен перечень электронных торговых площадок , где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) , утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

Запрос котировок по 44-ФЗ

Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта .

Запрос предложений по 44-ФЗ

Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

Помощь по 44-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.

Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2019 года в этот список входило 42 государства.

Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.

Способы размещения заказов по 44 ФЗ

Для бюджетного учреждения доступны:

  • конкурентные (например, конкурс);
  • неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
  • дистанционные (электронный аукцион);
  • для ограниченного круга (закрытый конкурс)

процедуры определения поставщика.

Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.

Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.

Неконкурентный способ выбора исполнителя

Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2019 года, таких случаев 54.

К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

Конкурентные способы выбора исполнителя

Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион. Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе». Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:

  • продукты и напитки;
  • табачные изделия;
  • текстиль и одежда;
  • кожа и изделия из кожи;
  • древесина и изделия из нее (кроме мебели);
  • бумага и изделия из нее;
  • нефтепродукты;
  • уголь;
  • химические продукты и вещества.

Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным. Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств. Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:

  • минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
  • сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
  • порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).

При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.

Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.

Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.