Исход 10. Библия онлайн

Исход 10:1

И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои,


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Исход 10:1" в других словарях:

    См. конец, освобождение роковой исход... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исход результат, итог, последствие, конец; освобождение; окончание, скончание, выход, исток, финал … Словарь синонимов

    ИСХОД, исхода, муж. (книжн.). 1. Движение, выход откуда нибудь (устар.). Исход евреев из Египта. 2. Окончание, завершение, результат. Роковой исход дела. ❖ В исходе (книжн.) к концу чего нибудь. В исходе дня. Быть на исходе (книжн.) приближаться… … Толковый словарь Ушакова

    ИСХОД, а, муж. 1. Выход откуда н. (устар.). Из бездны нет исхода. 2. Завершение, конец. Счастливый и. дела. В исходе (на исходе) дня (вечером). Летальный и. (смерть; спец.). Ладейный и. (в шахматах). 3. Начало, исходный момент, исток. Логический… … Толковый словарь Ожегова

    Исход - (Exodus), уход израильтян во главе с Моисеем из егип. плена ок. 1300 г. до н.э., описанный в Кн. Ветхого завета «Исход». Согласно Библии, израильтян преследовала армия фараона, но они спаслись, пройдя сквозь расступившиеся воды Красного моря… … Всемирная история

    - (Книга исхода) вторая книга Пятикнижия … Большой Энциклопедический словарь

    Исход - см. Вероятность. Случайное событие … Экономико-математический словарь

    исход - — Тематики электросвязь, основные понятия EN outcome … Справочник технического переводчика

    Это статья об исходе евреев из Египта. О книге Пятикнижия см.: Книга Исход. У этого термина существуют и другие значения, см. Исход (значения). Исход (ивр. יְצִיאַת מִצְרַיִם‎, Yetsi’at Mitzrayim, Y ṣiʾath Miṣrayim, /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/ (в… … Википедия

    Исход - а, м. 1) (из чего, устар.) Выход откуда л. Исход французов из Москвы. Исход евреев из Египта. Синонимы: бе/гство 2) устар. Способ разрешить какое л. затруднение, выход из создавшегося положения. [Захарьин:] Пойдем к царю другого нет исхода (А. К … Популярный словарь русского языка

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? исхода, чему? исходу, (вижу) что? исход, чем? исходом, о чём? об исходе; мн. что? исходы, (нет) чего? исходов, чему? исходам, (вижу) что? исходы, чем? исходами, о чём? об исходах 1. Исходом… … Толковый словарь Дмитриева

    А; м. 1. к Исходить (2.И.; 1 зн.). 2. Способ разрешить какое л. затруднение, выйти из сложных обстоятельств. Благополучный и. Найти и. из создавшегося положения. Единственно правильный и. 3. Окончание, завершение, конец; результат чего л. И. дела … Энциклопедический словарь

Книги

  • Исход , Владимир Карпенко, Сергей Карпенко. Роман-хроника "Исход" продолжает дилогию В. Карпенко "Тучи идут на ветер" и "Красный генерал" . Написанный в соавторстве с историком С. Карпенко роман охватывает один из самых драматических…

Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 21 января – Исход 10 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю).

ИСХОД 10-я глава
10:1-2 Господь постоянно ободряет и Моисея, и весь израильский народ, что ситуацию Он полностью контролирует, что ожесточение сердца фараона и как бы безвыходная ситуация – это от Него, это – Его путь для народа. Снова Господь подчеркивает два смысловых значения происходящего: чтобы египтяне и другие языческие народы ясно увидели и твердо запомнили откровение через казни о том, кто такой Бог евреев, народа, которого Он Сам избрал Себе. И чтобы сам народ Божий также лучше узнал и удостоверился в Боге своем, утвердился в вере и уповании на Него, чтобы передавали живое личное свидетельство о делах Божиих своим потомкам, способствуя рождению и формированию веры в их сердцах.

10:4-20 Восьмая казнь – саранча.
Духовный смысл этой казни – неисчислимое множество врагов и бед, которые обрушиваются на жизнь и имущество человека и съедают все, что он имел до сего дня. Это могут быть люди-враги, которых Господь попустил прийти на наказуемые территории. О подобном мы читаем в книге Судей 6:1-6: «Сыны Израилевы стали опять делать злое пред глазами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет. Тяжела была рука Мадианитян над Израилем. Сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль от Мадианитян». Бывает саранча приходит в виде неисчислимых болезней, которые производят тот же эффект: «женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Марка 5:25-26). Для духовного понимания ситуации внешний вид происходящего не важен, важна суть: проблем много, неисчислимые беды, из одного или многих источников, и они поедают все, что имеет человек.

10:13 Саранчу принес восточный ветер: дул, дул – и принес. Библейское духовное значение ветра – это действие определенных духов, невидимое, но реальное влияние духовного мира на состояние мира и процессы, происходящие в нем. Дух Святой также пришел в день Пятидесятницы со знамением сильного ветра: «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деяния 2:2-4). Подобно, как в физическом мире дуют ветры и приносят перемену погоды, так в духовном мире дуют духовные ветры, приходят новые духовные силы, армии, влияния, и происходят изменения в жизни людей, народов, государств и даже больших частей нашего мира. Например, пришествие Духа Святого в день Пятидесятницы принесло в наш мир новую духовную погоду и новое духовное время – день благодати и спасения, время строительства Новозаветней Церкви Божией из числа обращенных к Богу из разных народов. Ветер сопровождается соответствующими настроениями в сердцах и душах людей, учениями и пропагандой, соответственной настройкой общественного мнения и другими характеристиками. Нам, Божьим людям в этом мире, важно не допускать себе подвергаться ветрам, дующим в этом мире: «чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефесянам 4:14). Паруса корабля нашей жизни должны всегда наполняться ветром Духа Божьего Святого.

Данная глава свидетельствует о восьмой и девятой казнях египетских о казни саранчой и о казни тьмою.

I. О казни саранчой:

(1) Господь наставляет Моисея в отношении значения сего изумительного события Его провидения (ст. 1,2).

(2) Он угрожает саранчой (ст. 3-6).

(3) Фараон по настоянию своих слуг готов снова вести переговоры с Моисеем (ст. 7-9), но к согласию они не приходят (ст. 10,11).

(4) Нашествие саранчи (ст. 12-15).

(5) Фараон признает свою вину «грешен я» (ст. 16,17), после чего Моисей молится об устранении казни, и сие свершается; однако сердце фараона все равно ожесточено (ст. 18-20).

II. О казни тьмою:

(1) она наведена (ст. 21-23);

(2) фараон снова договаривается с Моисеем об уступках, но переговоры резко прерываются в самом разгаре (ст. 26 и далее).

Стихи 1-11 . В этих стихах:

I. Моисей получает наставление. Мы вправе предположить, что он, со своей стороны, был весьма поражен как упрямством фараона, так и суровостью Господа; сострадая, он не мог не беспокоиться из-за опустошения Египта и затруднялся представить себе, к чему в конечном счете приведет это противоборство. Теперь Господь рассказывает ему о том, что замыслил не только избавление Израиля, но и возвеличивание собственного имени: чтобы ты рассказывал в своих писаниях, которые пребудут до скончания века, что Я сделал в Египте (ст. 1,2). На Египет нужно навести десять казней, чтобы грядущие поколения узнали о них как о непреложном доказательстве (1) Божьей верховной власти в царстве природы, о господстве Бога над всеми тварями и о Его праве употреблять их как служителями Его правосудию, так и страдальцами во имя оного в соответствии с Его волей.

(2) Победоносной власти Бога над царством сатаны для обуздания злобы последнего и для наказания дерзости врагов Господа и Его Церкви. Сии казни становятся вечным памятником величию Господа, блаженству Церкви и греховности греха, а также постоянным наставлением сынам человеческим во все века, дабы те не раздражали Господа и не препирались с Создателем своим. Польза сих наставлений для мира достаточно перевешивает их цену.

II. Упрек в адрес фараона: так говорит Господь, Бог бедных, презренных, гонимых евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? (ст. 3). Следует заметить: вполне справедливо ожидать от самых великих из людей, что они смирятся перед великим Богом, а если они отказываются сделать сие то себе на погибель. Господь неоднократно спорил с правителями. Валтасар не смирил сердца своего (Дан 5:22). Седекия не смирился перед Иеремией (2Пар 36:12). Кто не смирит себя, таковых смирит Господь. Иногда фараон притворялся, что смиряется, но сие не принималось в расчет, потому что он не проявил в том ни искренности, ни постоянства.

III. Угроза о казни саранчой (ст. 4-6). Град побил плоды земли, но сей саранче надлежит прийти и поглотить их; и не только это, но еще она заполнит дома, тогда как во время прежних нашествий распространение этих насекомых ограничивалось земельными угодьями. Сие будет намного хуже всех когда-либо случавшихся бедствий подобного рода. Моисей, передав это сообщение и не надеясь на лучший, чем ему доводилось уже слышать, ответ, обратился и вышел от фараона (ст. 6). Так и Христос предписывал Своим ученикам удаляться от тех, кто не желал их принимать, и отряхивать прах от ног своих во свидетельство на них; и не за горами крах тех, кого так справедливо отвергли посланники Господа (1Цар 15:27 и далее).

IV. Придворные фараона, его министры и тайные советники вмешиваются, чтобы убедить его прийти к какому-либо согласию с Моисеем (ст. 7). Они, как к тому обязывает долг, описывают фараону плачевное состояние царства (Египет гибнет) и советуют во что бы то ни стало отпустить пленников (отпусти сих людей);

ибо Моисей, как выяснилось, будет для них западней, пока сие не свершится, и было бы лучше дать согласие сразу, чем в конечном счете сделать это по принуждению. Израильтяне стали для египтян тяжелым камнем, и теперь наконец правители Египта пожелали избавиться от них (Зах 12:3). Следует заметить, что стоит сожалеть (а по возможности и предотвратить), что целый народ должен терпеть крах из-за гордости и упрямства своих правителей. Salus populi suprema lex первый из законов забота о благоденствии народа.

V. Вследствие этого готовится новый договор между фараоном и Моисеем, по которому фараон соглашается, чтобы израильтяне пошли в пустыню принести жертву; однако вопрос о том, кто пойдет, становится спорным (ст. 8).

1. Моисей настаивает, что каждому с собой следует взять полностью всю семью и все движимое имущество (ст. 9). Заметьте: те, кто служит Господу, должны служить Ему всем, что у них есть. Моисей приводит оправдание: «Нам надлежит совершить праздник в честь Господа, поэтому и наши семьи должны праздновать вместе с нами, а отары и стада нужны, чтобы было чем угощать».

2. Фараон никоим образом этого не допустит: он позволит идти мужчинам, представляя дело таким образом, что якобы это все, чего желали израильтяне, хотя данный вопрос никогда не поднимался во время предыдущих переговоров; но что касается детей, то фараон решает оставить их в заложниках, дабы обязать взрослых вернуться (ст. 10,11). В сильной вспышке гнева он проклинает их и угрожает, что если они попытаются увести детей, то сделают сие на погибель (англ.пер.). Следует заметить, что сатана делает все, от него зависящее, чтобы помешать служителям Господа привести к служению детей. Сатана заклятый враг раннего благочестия, ибо знает, какой урон таковое наносит интересам его царства. Что бы ни помешало нам привлечь наших детей к беззаветному служению Богу, мы вправе подозревать, что к тому приложил руку сатана.

3. Вследствие этого переговоры резко прерываются; тех, кто раньше выходил от фараона (ст. 6), теперь выгнали. Кто терпеть не может слышать о своем долге, тот вскоре услышит о своей гибели (см. 2Пар 25:16). Quos Deus destruet eos dementat кого Господь намерен погубить, того Он предает безрассудной страсти. Никогда еще человек не был столь безрассудно страстен к собственной погибели, как фараон.

Стихи 12-20 . Эти стихи описывают:

I. Нашествие на землю саранчи многочисленного воинства Господа (Иоил 2:11). Бог велит Моисею: простри руку твою (ст. 12), чтобы дать саранче знак, поскольку мала (ибо саранча напала по зову), и простер Моисей жезл свой (ст. 13, сравните с Исх 9:22,23). Моисей приписывает сие действие не тому, что простер свою собственную руку, но тому, что простер жезл Божий, знак Божьего присутствия с ним по постановлению. Саранча повиновалась призыву и прилетела на крыльях ветра, восточного ветра, и гусеницы без числа, как говорится в Псалме 104:34,35. Наверное, было бы легче противостоять грозной армии из конницы и пехоты, чем этому воинству насекомых. И кто же тогда устоит перед великим Господом?

II. Опустошение земли, причиненное саранчой: она покрыла лице всей земли и поела все плоды ее (ст. 15). Землю Бог дал сынам человеческим, тем не менее, когда Ему угодно, Он может привести их владения в беспорядок и наслать саранчу и гусениц, чтобы выгнать людей. Зелень растет на пользу человека, тем не менее, когда Господу угодно, те презренные насекомые не только поживятся ею вместе с человеком, но и ограбят его и лишат его уста хлеба. Так будем же стараться не ради того жилища и пищи, что так ненадежны, но ради пребывающего в жизнь вечную, которому не грозит ни подобное нашествие, ни тление.

III. Последовавшее за этим признание фараона (ст. 16,17). Ранее он прогнал от себя Моисея и Аарона (ст. 11), говоря им (вероятно), что не желает впредь иметь с ними дела. Теперь же зовет их снова со всякой поспешностью и принимает с почтительностью не меньшей, чем было его пренебрежение, когда их выгоняли. Следует заметить, что наступит день, когда те, кто ни во что не ставил своих наставников и презирал все их нарекания, будут рады извлечь из них выгоду и уговорить ходатайствовать за себя. Так, неразумные девы упрашивают мудрых дать им своего масла (см. также Пс 140:6).

1. Фараон признает свою вину: «Согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами». Теперь он видит, что поступил неразумно, когда пренебрегал и публично оскорблял Бога и Его послов, и, кажется, наконец раскаивается в этом. Если Господь обличает людей во грехе и смиряет их за это, то презрение к Божьим служителям и к Слову Господа, прозвучавшее из их уст, непременно будет учтено и тяжким бременем ляжет на их совести. Существует мнение, что когда фараон произнес: «…Господом, Богом вашим…», то фактически сказал: «Господь не будет моим Богом». Многие обходятся с Богом как с могущественным врагом, с которым не хотели бы воевать, но не желают обходиться с Ним как со своим законным правителем, которому они охотно покорились бы со всей преданностью. Истинно же раскаявшиеся сокрушаются по поводу греха, ибо таковой был совершен против Господа, своего Господа, перед которым они в долгу.

2. Он просит прощения, но не у Бога, как надлежит кающемуся грешнику, а у Моисея, что было ему извинительно, потому что по особому поручению Моисей стал Богом фараону и кому простил грехи, тому прощались. Когда фараон умоляет: «…простите грех мой еще раз», он, фактически, обещает не наносить впредь подобного оскорбления, хотя, похоже, не склонен произнести это обещание и не говорит ничего конкретно о том, чтобы отпустить народ. Следует заметить, что притворное раскаяние обычно вводит людей в заблуждение общими обещаниями и не склонно заключать завет против конкретных грехов.

3. Он просит Моисея и Аарона помолиться о нем. Есть люди, которые в тесноте своей упрашивают других о них молиться, но даже не думают молиться о себе сами, тем самым показывая, что не имеют истинной любви к Богу и не находят никакой радости в общении с Ним. Фараон желает молитв Моисея и Аарона, лишь бы только Господь отвратил от него сию смерть, но не сей грех: он протестует против казни саранчой, но не против казни ожесточения сердца, хотя таковая была намного опасней.

IV. Устранение кары по молитве Моисея (ст. 18,19). Это стало (1) таким же великим явлением силы Божией, как и сама кара. Восточный ветер принес саранчу, а теперь западный ветер унес ее. Следует заметить: в какой бы точке пространства ни находился ветер сие является исполнением Божьего слова, и направление ему задает воля Всевышнего. Дух дышит, где хочет что касается контроля с нашей стороны, совсем иначе обстоит дело с Божьим контролем: Господь направляет под всем небом раскат его.

(2) Весьма сильным доказательством власти Моисея и прямым подтверждением его миссии и интереса в Боге, который и делает мир и производит бедствия (Ис 45:7). Более того, таким образом Моисей не только внушил уважение, но и вызвал у египтян добрые чувства по отношению к себе, поскольку кара пришла, покорившись его призывам, равно как и устранена была в ответ на его молитвы. Он никогда не желал скорбного дня, хотя и угрожал таковым. Его миссия была направлена против Египта, но его ходатайства были за Египет, что давало египтянам веские основания полюбить Моисея, хотя они боялись его.

(3) Кроме того, сие стало для египтян таким же сильным аргументом в пользу покаяния, как и сама кара, ибо свидетельствовало о том, что Бог готов прощать и что Он скор на милость. И если Господь устранял определенную кару, как Он часто делал в случае с фараоном, или отсрочил таковую, как в случае с Ахавом, после того как те якобы раскаялись и продемонстрировали внешние признаки смирения, то как же Он поступит, если мы будем искренними, и какими желанными будут для Него истинно раскаявшиеся! О, если бы сия благость Господа привела нас к покаянию!

V. Возвращение фараона к своей нечестивой решимости не отпускать народ (ст. 20) под воздействием праведной руки Всевышнего, ожесточающей фараоново сердце и утверждающей его в своем упрямстве. Следует заметить: те, кто часто заглушал обличения и противостоял таковым, лишаются благ, которые они несут, и справедливо преданы тем похотям своего сердца, которые (какими бы сильными ни были обличения) оказываются для них слишком сильными.

Стихи 21-29 . I. На Египет наведена казнь тьмою, и была она весьма страшной, а посему упомянута первой из десяти в Псалме 104:28, хотя была одной из последних; разрушение же духовного Египта произвела пятая чаша, вылитая на престол зверя (Отк 16:10). И сделалось царство его мрачно. В отношении этой казни обратите особое внимание, (1) что тьма была сплошной. У нас есть основания думать, что не только светила небесные были закрыты облаками, но и всякий огонь и свечи погасли от сырости или густых испарений, ставших причиной этого мрака; ибо сказано, что не видели друг друга (ст. 23). Это угроза нечестивому, что не останется искры у огня его (Иов 18:5,6), (даже стрел, раскаленных им самим, как они названы у Исайи 50:11) и что померкнет свет в шатре его. Ад это совершенный мрак. И свет светильника уже не появится в тебе (Отк 18:23).

(2) Что это была тьма, которую можно было осязать (ст. 21), осязать ее причину кончиками пальцев (таким густым был туман), ощущать ее следствие, по мнению некоторых, глазами, пронзенными болью, которая усиливалась от того, что глаза растирали. Следствием тьмы, описанной в Книге Откровение 16:10, которая имеет отношение к этой, стала сильная боль.

(3) Неудивительно, что казнь изумила египтян и внушила им ужас. Тучи саранчи, которая покрыла землю (ст. 15), были ничто, по сравнению с этим. Согласно иудейскому преданию, ужасающим в этой тьме было явление злых духов или, скорее, кошмарных звуков и шуршания, которое они издавали; или же (что не менее ужасно) египтяне были напуганы угрызениями собственной совести; существует также мнение, что эта казнь подразумевается (ибо иначе она и вовсе бы там не упоминалась) под сказанным: послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов (Пс 77:49);

для кого дьявол был просто обольстителем, для того он в конечном счете превратится в ужас.

(4) Казнь длилась три дня, шесть ночей (по словам епископа Холла) сразу; так долго египтяне были скованы цепями мрака, и самые светлые дворцы стали настоящими подземельями. Никто не вставал с места своего (ст. 23). Все были заключены в собственных домах; и такой ужас охватил египтян, что немногие из них отваживались проделать путь от стула к постели или от постели к стулу. Таким образом они во тьме исчезали (1Цар 2:9). Теперь у фараона было время поразмыслить, если бы он только пожелал его использовать. Духовная тьма это духовное рабство; в то время как сатана ослепляет людям глаза, чтобы они не видели, он связывает их по рукам и ногам, чтобы они не смогли ни трудиться для Господа, ни продвигаться к небу. Они сидят во тьме.

(5) Бог поступил праведно, покарав египтян таким образом. Фараон и его народ восстали против света Божьего слова, которое произносил им Моисей; поэтому они справедливо наказаны тьмой, ибо возлюбили ее и предпочли. Сей мрак вокруг приносит им слепота ума их. Никогда не было ума столь ослепленного, как фараонов, никогда не было затмения столь сильного, как в Египте. Египтяне своей жестокостью потушили светильник Израиля и погасили искру его, поэтому Господь справедливо лишает их света. Сравните это с наказанием, постигшим жителей Содома (Быт 19:11). Так давайте же будем бояться последствий греха; если трехдневный мрак был столь страшным, то какой будет вечная тьма?

(6) В то же время у сынов Израилевых был свет в жилищах их (ст. 23): не только в земле Гесем, где проживало большинство из них, но и в жилищах тех, кто был рассеян среди египтян; о том, что некоторые из них были подобным образом рассеяны, становится очевидным по метке отличия, которую надлежало несколько позже поставить на косяках дверей (Исх 12:7). Сие есть явление превосходства силы Господа над обычными природными силами. Мы не должны принимать свою долю в общих милостях как нечто само собой разумеющееся и не считать себя посему обязанными благодарить за них Бога; Он мог бы провести различие и удержать от нас то, что дарует другим. Господь на самом деле повелевает солнцу сиять над праведными и неправедными; но Он мог бы провести различие, и нам надлежит признавать, что мы в долгу перед Его милостью за то, что Он этого не делает.

Особого расположения Господа к Своему народу: он ходит во свете, когда другие блуждают бесконечно в густой тьме. Где бы ни находился истинный израильтянин, хотя бы и в этом мрачном мире, там свет, там чадо света, на него сияет свет, и его посещает восток свыше. Когда Господь провел различие между сынами Израиля и египтянами, кто бы не предпочел убогую хижину израильтянина прекраснейшему дворцу египтянина? Настоящее различие, пусть его и не так просто распознать, по-прежнему существует между жилищем нечестивого, которое пребывает под проклятием, и благословенным жилищем праведного (Прит 3:33). Нам следует верить в то, что такое различие есть, и вести себя соответствующим образом. На основании стиха: «Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его» (Пс 104:28) некоторые выдвигают предположение, что в течение этих трех дней тьмы израильтяне обрезались, чтобы совершить приближавшуюся Пасху; и приказом к сему действию послужило слово, которому они не смели воспротивиться, ибо об обрезании израильтян по их вхождению в Ханаан сказано как о втором всеобщем обрезании (ИНав 5:2). Если бы Богу было угодно, то во время этих трех дней, когда египтяне пребывали во тьме, израильтяне с помощью света, который у них был, могли бы сбежать, не спрашивая разрешения у фараона; однако Господь пожелал вывести их под рукою высокою, без воровства и без спешки (Ис 52:1).

II. Впечатление, которое произвела на фараона данная казнь, весьма похоже на произведенные предшествующими казнями.

1. Она настолько пробудила фараона, что он возобновил переговоры с Моисеем и Аароном и теперь наконец согласился, что евреи должны взять с собой детей, только пожелал, чтобы скот свой они оставили в залог (ст. 24). Грешникам вообще свойственно таким вот образом торговаться со Всемогущим Богом. Некоторые грехи они оставят, но не все; они оставят свои грехи на время, но не распрощаются с ними навсегда; они пожалуют Ему какой-то удел в своем сердце, но с Ним в уделе будут мир и плоть: таким образом они насмехаются над Господом, но обманывают самих себя. Моисей не соглашается на такие условия: пусть пойдут и стада наши с нами (ст. 26). Следует заметить, что условия примирения столь непреложны, что сколь бы долго их ни оспаривали люди, они не в силах ни изменить их, ни смягчить. Мы должны достичь уровня требований Божьей воли, ибо не можем рассчитывать на то, что Господь будет снисходить к условиям, выдвигаемым нашими похотями. Божьи посланники должны действовать в рамках этого правила: они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним (Иер 15:19). Моисей приводит веское основание, почему евреи должны взять с собой скот: им надлежит пойти и принести жертву и поэтому следует взять все необходимое. Они тогда еще не знали, какого рода жертвы и в каком количестве потребуются, а посему должны были взять все, что имели. Следует заметить, что наряду с нами и нашими детьми мы должны посвятить служению Господу все наше имение в миру, потому что не знаем, ни как именно Бог воспользуется тем, что у нас есть, ни каким образом мы будем призваны почтить своим имением Всевышнего.

2. Тем не менее казнь привела фараона в такое бешенство, что, когда ему не удалось настоять на своих условиях, он резко прервал встречу и принял решение не продолжать переговоров. Его ярость достигла предела, и фараон неистовствовал сверх всякой меры (ст. 28). Моисея в гневе прогоняют, запретив появляться при дворе под страхом смерти, запретив также встречаться с фараоном, как это бывало прежде, на берегу реки: в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь. Чудовищное безумие! Разве фараон не убедился, что Моисей может поразить его казнью, не видя его лица? Или он забыл, сколько раз посылал за Моисеем как за доктором, чтобы тот его исцелил и избавил от казней? И стоит ли теперь ему приказывать не подходить близко? Бессильная злоба! Угрожать смертью тому, кто вооружен такой силой и на чью милость он так часто полагался! К чему только не приводит людей ожесточение сердца и презрение к Божьему слову и заповедям! Моисей ловит фараона на слове: я не увижу более лица твоего (ст. 29), то есть «после этого раза», ибо сие общение не прерывалось, пока Моисей не вышел от фараона с гневом (Исх 11:8), сказав ему, как скоро тот переменит свое мнение и смирит свой гордый дух, что и произошло, когда фараон предстал перед Моисеем смиренным просителем, умоляя народ удалиться (Исх 12:31). Так что после этой встречи Моисей больше не приходил, пока за ним не послали. Следует заметить, что, когда люди отталкивают от себя Божье слово, Господь справедливо позволяет им заблуждаться и дает им ответ при множестве их идолов. Когда жители страны Гадаринской пожелали, чтобы Христос удалился, Он Сам их покинул.

 1 Бог посылает чрез Моисея на египтян восьмую и девятую казнь: саранчу и тьму.

1 И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои,

2 и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нём, и чтобы вы знали, что Я Господь.

3 Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;

4 а если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область:

5 она покроет лицо земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас оставшееся, уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле,

6 и наполнит домы твои, домы всех рабов твоих и домы всех Египтян, чего не видели отцы твои, ни отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня. Моисей обратился и вышел от фараона.

7 Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты ещё не видишь, что Египет гибнет?

8 И возвратили Моисея и Аарона к фараону, и фараон сказал им: пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдёт?

9 И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу.

10 Фараон сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение!

11 нет: пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фараона.

12 Тогда Господь сказал Моисею: простри руку твою на землю Египетскую, и пусть нападёт саранча на землю Египетскую и поест всю траву земную, и всё, что уцелело от града.

13 И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навёл на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанёс саранчу.

14 И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой;

15 она покрыла лицо всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской.

16 Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами;

17 теперь простите грех мой ещё раз и помолитесь Господу, Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть.

18 Моисей вышел от фараона и помолился Господу.

19 И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понёс саранчу и бросил её в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской.

20 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых.

21 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма.

22 Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня;

23 не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.

24 Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами.

25 Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу, Богу нашему;

26 пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу.

27 И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их.

28 И сказал ему фараон: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лицо моё; в тот день, когда ты увидишь лицо моё, умрешь.

29 И сказал Моисей: как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Исход, Пятикнижие Моисея, 10 глава

Мессианские служения Священные тексты в подлиннике

Бог ожесточает? «БО» - Шмот (Исход) 10:1-13:16 (5774)

וַיֹּ֤אמֶר יְהוָה֙ אֶל־מֹשֶׁ֔ה בֹּ֖א אֶל־פַּרְעֹ֑ה כִּֽי־אֲנִ֞י הִכְבַּ֤דְתִּי אֶת־לִבּוֹ֙ וְאֶת־לֵ֣ב עֲבָדָ֔יו לְמַ֗עַן שִׁתִ֛י אֹתֹתַ֥י אֵ֖לֶּה בְּקִרְבּֽוֹ׃

«вайомэр Адонай эль- Моше бо эль-паро, ки ани эхбадэти эт либо вэЭт-лев авадавлемаан шити ототайэле… ~Читать

Шмот (Исход) 10:1-13:16 (5773)

Читать Тору

Краткое содержание:
Б-г сообщил Моше, что упорство фараона вызвано предопределением свыше, ибо, благодаря сверхъестественным чудесам, мир убедился раз и навсегда в том, что Он истинный Б-г. Моше и Аарон предупредили фараона о казни саранчой и описали, насколько суровой она будет. Фараон согласился отпустить только мужчин, но Моше настаивал на том, чтобы из Египта вышел весь народ.
Во время казни фараон попросил Моше и Аарона удалить саранчу и признал, что согрешил. Б-г прекратил казнь, однако опять ожесточил сердце фараона, и тот в который раз передумал и отказался отпустить сынов Израиля. Тогда вся страна, за исключением еврейских домов, погрузилась в густой мрак.

Фараон в страхе вызвал Моше и разрешил ему вывести из Египта всех евреев, но при условии, что они оставят свой скот. Моше ответил, что не только свой скот они возьмут с собой, но и фараону, если он будет упорствовать, придется отдать им свой скот для искупительных жертв. Моше предупредил фараона, что Б-г намеревается наслать на египтян еще одну казнь, смерть первенцев, после которой он сам придет умолять, чтобы сыны Израиля покинули Египет.

Но Б-г еще больше ожесточил сердце фараона, и тот пригрозил Моше, что если он еще раз к нему явится, его предадут смерти. Б-г дал Моше заповедь о календаре, установив, что месяц Нисан будет первым месяцем года, а также повелел всем евреям в десятый день этого месяца взять овцу и стеречь ее до четырнадцатого дня. После этого овцу следовало принести в жертву, названную "песах", ее кровью помазать косяки дверей, а зажаренное мясо съесть. Кровь на дверном косяке должна была быть знаком для Б-га, чтобы Он, поражая первенцев, миновал ("пасах") иx дома. Этот день должен был навсегда остаться в памяти евреев как Песах - день Исxода из Египта, одной из особенностей которого является отказ от употребления в пищу квасного. Моше передал евреям повеления Б-га, и все было безоговорочно выполнено. После того, как Б-г навел на египтян последнюю казнь, поразив всех первенцев, фараон выпустил евреев из Египта. Б-г также сообщил Моше и Аарону законы пасхального жертвоприношения и выкупа первородного сына (пидьон а-бен), а также дал заповедь о тфилин.

Войди к фараону

«И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои» (Исх.10:1)

Б-г говорит Моше войти к фараону, несмотря на то, что Он отягчил его сердце.

Рашбам: это первый раз, когда Г-сподь говорит Моше какие-то доводы, чтобы идти к фараону. Всевышний обосновывает миссию Моше: «Несмотря на то, что Я отяжелил его сердце…»

Ибн Эзра: «Иди к фараону, и пусть тебя не поражает, что он отяжелил свое сердце, потому что это Я отяжелил его сердце, чтобы привести к такому-то результату».

Удивительная ситуация, когда Б-г говорит делать что то, но уже наперед знает, что это точно не произойдет. Он говорит войти, чтобы просить отпустить народ, но знает, что фараон не отпустит их добровольно, и даже не, потому что он возможно, под обстоятельствами - не хотел бы это сделать, а потому что Б-г усилил его сердце, чтобы противостоять Моше.

Не задумывались вы над этим?
Б-г говорит нам - сделай вот так и так, и точно знает, что ничего из этого не выйдет.

Мы люди практические, приземленные, если мы что то делаем, то обязательно хотим видеть результат, пользу нашей деятельности. Но с Всевышним не так все просто. Не всегда из того, что Он повелевает нам делать, Он хочет видеть именно это в конечном итоге.
Цель не в том, чтобы получить результат из того, что мы делаем. Цель - воплотить Его волю на земле.

В чем была Его воля в отношении фараона?
Что на самом деле Всевышний преследовал в этой ситуации?
Давайте прочтем далее…

«И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь» (Исх.10:2)

Всевышний хотел, чтобы в будущем народ Израильский рассказывал своим потомкам о том, что произошло в Египте. Вот это цель. И если бы паро согласился отпустить евреев, эта цель не была бы достигнута.

וּלְמַ֡עַן תְּסַפֵּר֩ בְּאָזְנֵ֙י בִנְךָ֜ וּבֶן־בִּנְךָ֗ אֵ֣ת אֲשֶׁ֤ר הִתְעַלַּ֙לְתִּי֙ בְּמִצְרַ֔יִם…
«УлемаАн тесапэр беазнэй бинха убен-бинха эт ашэр итаальтИ бэмицраим»…

«И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте»

Что означает слово - сделал? (הִתְעַלַּ֙לְתִּי֙) - итаальтИ.
Раши переводит так:«издевался, глумился».
Конечно не все согласны с этой точкой зрения, но Ибн Изра так же подтверждает это.

Это слово используется в Числах 22:29

«Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя»

Что сделал фараон с сынами Израиля?
Ведь он прежде поступил подобным образом. Он сделал тоже самое.
Он издевался, ругался над сынами Израиля, когда он ужесточил рабство лишь за то, что ни хотели выйти поклонится Всевышнему.

Сработал вечный принцип: «мида ке-негед мида» - «мера за меру»
Фараон издевался над Его наследием, и Б-г воздал ему тем же.
Однозначно, Всевышний не забудет наши обиды, когда мы переносили их не из-за собственной глупости, но исполняя Его волю.

«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки?
Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:19-21)

Мы видим в Писании, что Всевышний не собирается устранять от нас несправедливость по отношению к нам. Это не Его цель. Цель - это воспитать нас.
Цель это дать разуметь нам самим и окружающим нас, что есть Б-г на Небесах. «Чтобы вы знали, что Я Господь»

Но используя других для этих целей, он не оставит без наказания и наших обидчиков.

«Так говорит Господь Бог: за то, что Едом жестоко мстил дому Иудину и тяжко согрешил, совершая над ним мщение, за то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча» (Иез.25:12,13)

В конце концов, когда Израиль, по милости Всевышнего вышел из Египта. Знаете ли вы, сколько вышло с ними египтян? Или вы думаете, что вышел только один Израиль?

Нет, весь мир узнал, что Б-г евреев - это настоящий Б-г на Небе и на земле. И к такому Б-гу захотелось присоединиться большое количество других народов.

Посмотрим в Исход 12:37,38

«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;
и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое»

На иврите это (עֵ֥רֶב רַ֖ב) - «множество разноплеменных людей»

«Эрэв рав» Кто они?

Ункелос: «многочисленные чужаки» (т.е. люди, не относящиеся к сынам Израиля).
Раши: «смешение представителей разных народов, прошедших гиюр».
Ибн Эзра: «это египтяне, которые смешались с ними (смешанные семьи)
Рашбам: «смешение».
Даат микра: «многочисленный народ, состоящий из представителей разных народов».
Помимо 600.000 человек из сынов Израиля, было множество и из других народов. Те, кто понял и осознал, что нет другого Б-га, кроме Б-га Израиля.

И теперь, смотря на исход, на все чудеса, произошедшие с Израилем в это время, можно ли сказать, что Моше входил к фараону просить об исходе «зазря»? Можно ли сказать, что Израиль страдал напрасно, когда фараон ужесточал рабство?
Ведь фараон так и не послушал Моше.
И если бы Всевышний не принудил его, то так ничего и не произошло бы.

Нет, конечно, мы не можем так сказать. И, несмотря на то, что фараон не послушал Моше, цель Всевышнего была произведена - «все познали, что есть Б-г»

Это узнали в самом Египте, это узнали во всех землях, где жили на тот момент люди.
Возвращаясь к нам, я хотел бы сказать, что бывает, что из-за дня в день мы делаем, кажущуюся бесполезную работу. Которая не производит видимое действие, но мы знаем внутри, что это Всевышний призвал нас так поступать таким образом.
Мы страдаем от внутренних противоречий и от внешних воздействий. И хочется опустить руки, сдаться, но помните, что не всегда Б-г ждет именно плодов от этой работы, хотя мы и должны её делать. Через это Он делает гораздо больше и не видимое СЕЙЧАС для наших глаз. Это все равно выльется в огромное благословение для нас и окружающих нас людей. Как это вылилось в благословение для нас и окружающих нас людей. Как это вылилось в Исходе.