Пять обязательных молитв. Подготовка к намазу

Очень многие люди, родившиеся в мусульманской семье и придерживающиеся религии ислама, не умеют или неправильно совершают такое религиозное действо, как намаз. Некоторые оправдывают себя тем, что много работы, учебы, дел по дому, поэтому им некогда читать Коран по правилам и совершать молитву. Многие мусульмане откладывают свое самообразование в религиозной сфере "на завтра", но по факту, все это является лишь отговорками для самого же себя.

Истинно верующие мусульмане считают, что подобные мысли неверны, так как никто не застрахован от несчастного случая, и завтрашний день просто может не наступить, а значит, не практикующий мусульманин запросто не попадет в Рай. Молитва не займет много времени, особенно если выполнять ее правильно, а также она станет основным препятствием между человеком и шайтаном, она очищает сердце и мысли. В Сутре аль-Анкабут аят 45 говорится: "Воистину, намаз освобождает от мерзости и греха". "Но разве не упоминание Аллаха утешает сердце?" (сура 28).

Что такое намаз?

Давайте разберемся не только с тем, как читать намаз, но и что это такое. Итак, правильным определением данного понятия будет - главный вид поклонения Богу (в исламской религии это Аллах). Он является одним из пяти столпов религии и занимает очень важное место в жизни мусульман, потому что каждый день пять раз они должны совершать молитву.

Перед началом чтения намаза в правильном виде, стоит разобраться в его прямом значении. Слово "намаз" значит "молитва" или "место для молитвы". Данное определение популярно среди тюркоязычных мусульман, так как арабы вместо слова "молитва" говорят - "салят". А в Коране имеется высказывание Всевышнего: "Делайте намаз, платите сакят, и держитесь за Аллаха."

Особенности чтения намаза

О том, как правильно читать намаз, учат не только в специальных религиозных школах - можно получить советы непосредственно в самой мечети. У каждой молитвы имеются свои особые черты. Всего их пять - это значит, что пять раз в день все мусульмане, исповедующие ислам, должны останавливать свою жизнедеятельность и прочитывать определенную молитву, предназначенную именно для этого часа.

Чтобы читать намаз правильно, нужно знать не только верное время, но и какое количество циклов стоит совершить в этот раз. Главной его частью является ракаат или цикл, который состоит из специальных действий, во время которых произносятся определенные суры и дуа. Чтобы правильно читать намаз, необходимо следовать правильному порядку в чтении сур и дуа, они следуют друг за другом в том виде, как указал на это Аллах.

Практика чтения намаза

В мусульманском мире имеется четыре богословско-правовых школьных учреждения, называемых мазхабах. Как правильно читать намаз по канонам той или иной школы, проговаривается на специальных уроках. Данные отличия показывают разную интерпретацию раскрытия всего божьего пророчества, которое взаимообогащает и наполняет молящегося особой любовью просвещения. Плюс ко всему, чтение всегда происходит в определенное время. Во сколько читают намаз в том или ином регионе планеты, необходимо уточнять в мечети (обычно там висит расписание всех намазов на данный день).

В Российской Федерации наибольшее распространение получили две школы - имама Нумана ибн Сабита Абу Ханифы и имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи. В повседневной практике читать намаз для мужчин и для женщин можно используя знания одного мазхаба, но в трудных жизненных ситуациях разрешается прибегать к ритуалам одной из других суннитских религиозных школ.

Основные термины, которые должны знать мусульмане

Можно ли читать намаз, не зная значений всех используемых терминов? Согласно всем мусульманским канонам, определенно не стоит этого делать, так как можно не верно выбрать то или иное пояснение и в религиозном плане навредить своей практике. Так, существуют ряд основных терминов, которые помогут всем новоиспеченных мусульманам понять, как правильно читать намаз для начинающих:

  1. Салят. Слово находится в единственном числе, если необходимо сказать данный термин во множественном числе, то правильно будет произнести - салават. По лексическим нормам данное слово обозначает дуа, а в религиозной форме - это момент, когда верующий произносит молитву по всем необходимым канонам, которая содержит руконы и зикры. Салят считается одним из исламских столпов. Также под салятом понимают дуа в честь пророка, прямой перевод которого звучит так: "Благослови и поприветствуй пророка Мухаммада и всю его семью". Данный дуа произносят в качестве просьбы, вопрошая Аллаху, чтобы он удостоился почета во всем мире и в жизни вечной. Это показывает привязанность молящегося к посланнику и поддержание его пути в виде уважения к его словам.
  2. Такбир переводится с религиозного языка, как "произнести слово".
  3. Кыйам - "стоять на ногах".
  4. Кыраат значит - "читать какую-либо часть Корана".
  5. Руку переводится, как "наклон" в лексическом обозначении. А в религиозной части мусульманства это поклон, который совершают верующие после чтения священной книги.
  6. Кавма - это действие, при котором выпрямляется рука и пребывает в таком положении в течение времени произнесения определенных слов из Корана.
  7. Саджа объясняет, как правильно читать намаз мужчинам и женщинам при земном поклонении. В ходе этого действия часть лица прикладывается к полу, земле. Эта процедура возвеличивает силу Всевышнего.
  8. Садждатайн - это то же самое, что саджа, только земной поклон повторяется два раза не прерывно. Иногда в объяснениях, которые поясняют, как читать намаз, фигурирует слово "суджут", что также обозначает земной поклон.
  9. Джальса - имеет значение действия "сидеть" в период совершения земных поклонов. Выглядит это следующим образом - делается один земной поклон, далее молящийся выпрямляется в сидячую позу и произносит определенные слова: "Слава моему высочайшему Господу!".
  10. Када - сидячая поза при чтении ташаххуды или приветствия. Каду совершают после исполнения двух ракаатов намаза, а слова приветствия звучат следующие: "Приветствие Аллаху, все молитвы и лучшие слова, мир тебе, о Пророк, милость Аллаха, Его благословение, мира нам его праведным рабам. Я свидетельствую, что нет никого кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммед его посланник и пророк".
  11. Ракаат это часть намаза, в которой слова и действия образуют полноценную молитву. Например, кыйам, руку и двукратные саджа являются одним ракаатом. Два ракаата включают по два кыйама, два двукратных саджда и два наклона - руку. Как читать намаз, который состоит из четырех ракаатов? Об этом будет сказано ниже. Первый ракаат называется кадау-уля, второй ракаат во время сидения - кадау-ахыра. Следующие три и четыре ракаата соответственно будут включать увеличенное количество раз вышеуказанных ритуальных действий.
  12. Шаф, или пара - это отдельное название для двух ракаатов, сотсавляющих намаз. Что бы понять, как правильно читать намаз, стоит знать различие между терминами "шафу-авваль", применяемый для определения первых двух ракаатов и "шафу-сани" - для двух следующих. При трехкратном ракаате третий также будет называться "шафу-сани".

Правильность выполнения

Считается, что именно по тому, как мусульманин исполняет предписания Аллаха - читает намаз, будет высказываться суждение о делах человека. В аль-Аусат 2/13 говорится, что в судный день Воскрешения Аллах будет рассматривать только усердие, с которым человек подходил к молитве ему, и если оно было достаточным, то и вся его деятельность будет определена, как хорошая, а если молитва окажется неверной и выяснится, что она произносилась без настоящей безусловной веры, то и деяния его будут негодны. "Так неужели нельзя научиться тому, как правильно читать намаз женщинам и мужчинам, чтобы не гневить Всевышнего?" - спрашивают верующие мусульмане.

Самым простым способом выработать привычку ежедневной молитвы - это посещать мечеть и внимательно следить за прихожанами. Но как научиться читать намаз если большинство сур произносится полушепотом? Для этого можно обратиться к нашим современным технологиям и посмотреть видео на интернет-порталах, помогающих мусульманам освоить правильность произношения молитв. Пожалуй, данный вариант подойдет для укоренения регулярного чтения намаза как женщинам, так и мужчинам.

Видеоуроки

К сожалению, не у всех имеется возможность в точное время приходить после азана на молитву из-за наличия ежедневной работы, поэтому возникает другой вопрос: "Можно ли читать намаз без посещения мечети?". В таких случаях стоит обратиться за помощью к видеоурокам. Этот вариант прекрасно подходит и к более стеснительным особам: которые выучили все правила совершения намаза, но пока не обладают полной уверенностью в своих действиях и произношении.

Мир не стоит на месте, и в мусульманской среде давно появились удобные и комфортные уроки религии, которые можно просматривать в любое время. Это прекрасный вариант для начинающих мужчин. Как читать намаз по видео, спросите вы? Очень просто, необходимо только правильно повторять произношение. Ведь зачастую с помощью кириллицы невозможно передать точные звуки из арабского. На самом деле учиться, используя видео, намного проще, чем посещать мечеть и пытаться усвоить то, чего никогда не знал. Так, например, в любой момент видео можно остановить и перепроверить правильность своей речи или выписывать себе подсказки по правильному произношению.

С чего начать?

В итоге, как правильно читать намаз для начинающих? Необходимо хорошо выучить, как совершаются Гусль и Вуду, не менее трех не очень длинных сур из Корана, а также суру Фатиха, ну и конечно иметь понятие и знание тех слов и дуа, которые должны произноситься в намазе. Немаловажно будет запомнить в какое время читают намаз. Помимо всего нужно знать сам принцип совершения молитвы.

Не стоит отчаиваться на первых порах, совершая ошибки, это не значит, что намаз не будет засчитан, ведь надежда на прощение Аллаха всегда остается в наших сердцах, особенно когда молитвы произносятся от всего сердца. Чтение намаза как для начинающей женщины, так и для мужчины может быть выполнено по нескольким схемам. Например, существуют двух-, трех-, четырехракаатные намазы, где один ракаат - это один поясной поклон и два саджа или земные поклоны.

Что такое Гусль?

Перед тем как войти в Божью, обитель всем мусульманам следует совершить специальное омовение. Омовения бывают двух видов: полное и малое. Оно совершается перед любой молитвой даже в раннее время, если на улице холодно (в мечетях места для омовения по большей части находятся на открытом воздухе) и читается утренний намаз.

Полное называется Гусль, еще его определяют как религиозное очищение. Из определения можно понять, что омываются не только руки и ноги, но и все тело полностью. Чаще всего Гусль совершают после осквернения тела (сюда приписывается и болезнь, и долгий путь).

Для Гусля в первую очередь нужно выразить само намерение очиститься, оно должно идти из сердца. После произносится Божье имя "Бисмиллях" и далее по очереди моются отдельные части тела: руки, половые органы, трехкратное омовение тела, начинающееся с головы. Все действия в омовении происходят сначала с правой стороны, а потом с левой, например, правое плечо - левое плечо. Помимо всего в полное омовение включается очистка ротовой полости и носа, промыв пупочной зоны и всей зоны, где имеются волосы. Для женщин допускается простой полив воды на голову, если мытье всех волос на данный момент затруднительно. Но вода обязательно должна дойти до корней, а после мокрой рукой провести по всей длине волос и снять с них осквернение.

Во время проведения Гусля читать любые молитвы запрещено. Бывают случаи, когда вода у человека имеется в ограниченном количестве, тогда осуществляется омовение только всего тела, без полоскания рта и носа. Некоторые религиозные деятели полагают, что Гусль включает в себя и малое омовение, грубо говоря, оно является его заменой. И это работает, даже если мусульманин не определил для себя намерение сделать полное очищение, вместо частичного. Однако если во время Гусль было произведено осквернение, например, грязная вода стекала под ноги и стоя в этой же воде человек произвел омовение ступней, то начинать полное заново нет необходимости, однако следует провести Вуду.

Итак, в целом Гусль состоит из одиннадцати фарзов (ступеней) - полоскание рта, прочищение носа, омывание тела, половых органов, лица, в частности часть под бровью, если имеются усы и борода, то промыть кожу под ними, пупка, всего волосяного покрова и другое. То есть все вышеперечисленное сводится к мытью тела, но что же может нарушить или осквернить данную процедуру?

В исламе имеется несколько серьезных причин, и если вдруг случилась одна из них, то следует сделать полное омовение (в случае совершения Вуду) перед началом любой молитвы.

Что является осквернением тела:

  • Интимная близость или поллюция, то есть выход семени без полового акта (сюда же входит мастурбация, хотя она в целом запрещена исламом, или любое прикосновение с похотливыми мыслями).
  • У женской половины - менструация либо кровотечение после родов.
  • Близость с покойником или животным с любыми последствиями.
  • Семенные выделения после сна. Человек может не помнить, что сон, к примеру, сочетал в себе действия, связанные с интимом. То же относится к неожиданному обнаружению семени после опьянения либо потери сознания (обморока).
  • Мытье мертвого человека (перед похоронами).
  • Рождение ребенка, даже без крови.
  • Обращение в исламскую веру неверующим человеком.

Сколько всего за раз было осквернений, не имеет значения, полное омовение следует принять только один раз.

Что такое Вуду?

А вот короткое омовение, предназначенное для очищения отдельных частей тела перед совершением намаза, называется Вуду. Его же стоит использовать, когда человек планирует прикоснуться к Корану или совершить какое-либо другое поклонение, прописанное в священной книге.

Во всех шариатских школах выполнение Вуду почти одинаковое и состоит в первую очередь из намерения, исходящего от самого сердца. Далее произносится уже знакомое слово "Бисмиллях" и три раза моются кисти рук. Три пригоршни воды набираются в ладони и далее заливаются в ротовую полость, тем самым происходит полоскание рта (три раза). Следом сразу идет такое же троекратное промывание носа. Три раза омывается лицо, причем если у мужчины присутствуют усы и борода, то кожу под ними он должен также промыть, прореживая волосы пальцами. Руки моются в последовательности: правая и левая. Сначала промываются подушечки пальцев, постепенно поднимаясь и заканчивая локтями. Причем локоть тоже обязательно моется. Все действие повторяется три раза. После, протирается голова. Вода должна попасть на кожу. Потом на очереди мытье ушей и последними моются щиколотки ног и ступни, также троекратно. Когда мусульманин полностью закончил религиозное омовение он произносит слова во имя Аллаха, что нет более достойного поклонения, чем Аллаху, который не имеет себе подобных товарищей, но Мухаммад является его посланником.

Бывают случаи, когда даже для Вуду не хватает времени, тогда можно сделать самый минимум: однократно умыть лицо, руки полностью, включая локти, водой сполоснуть кожу головы (можно с использованием пальцев), помыть по одному разу каждую ступню с щиколотками, ну и выразить сердцем свое внутреннее намерение предаться молитве Аллаху.

Как и с полным омовением, у Вуду тоже есть свои принципы, нарушающие его. Разберем их:

  • Во-первых, это совершение личных туалетных дел, в частности касается всего, что выходит из заднего и переднего прохода. Не считается только выходящий воздух из женских половых органов. Тут же прикосновение к анальному отверстию или к половым органам (неважно, чьим). Кстати, прикасаться к женщинам также запрещено в одной из мазхабов.
  • Во-вторых, деторождение, даже без наличия крови.
  • В-третьих, вскрытие гнойного места на теле.
  • В-четвертых, выход из организма любых веществ посредством рвоты.
  • В-пятых, наличие крови в слюне.
  • В-шестых, сон в лежачем положении.
  • В-седьмых, алкогольное или наркотическое опьянение, в следствии чего произошла потеря сознания или человек совершал сумасшедшие выпады. Сюда же относят шум и смех при выполнении намаза.

Но помимо осквернения тела есть и условия, при которых омовение засчитывается. Так, например, вода должна быть чистая, но если по близости нет чистого источника, то можно воспользоваться и землей. Конечно, с тела снимается все, что мешает омовению: ботинки, носки, перчатки, платок, шапка, и даже такие средства, как лак для ногтей или волос, клей или другие вещества, нанесенные на кожу. Если вещество сложно полностью вымыть за один присест, то не стоит тереть кожу до дыр, такое омовение тоже будет считаться пройденным. То есть то, что не мешает воде добраться до кожи не считается осквернением (например, рисунок на руках, сделанный хной или ручкой). Плюс любой процесс, оскверняющий тело во время омовения, должен быть остановлен (мочеиспускание или менструация и выделение крови из женщины). Данный пункт не относится только к людям, страдающим хроническими заболеваниями (иногда бывает недержание газов). Кстати, если у человека имеется вставная челюсть, то она остается внутри во время полоскания рта, так как ее извлечение является трудностью.

Пара слов о воде для омовения. Она может быть как обычная пресная, так даже газированная и минеральная. А вот что сказал Мухаммад по поводу воды из моря: "Она является чистой и пригодной для совершения Гусль или Вуду, а все что умерло в море, можно употреблять в качестве пищи". Омовение может производится и с использованием снега, только он в обязательном порядке должен растаять на коже, иначе весь смысл пропадает. Вообще любая жидкость, которую проливают на землю небеса, разрешается исламом как для полного, так и для малого омовений.

Основные правила совершение намаза для начинающих мужчин

Как же читают намаз мужчины, которые только пришли в религию ислама? Начнем с двух ракаатов. Перед намазом верующие выполняют ритуал очищения, описанный в предыдущих двух блоках. Следующим делом человек разувается и заходит в мечеть. Но в какую сторону читать намаз, если человек не может посетить мечеть в данный момент? Всегда и при любых обстоятельствах молящийся должен обращать свой взор только к Каабе. Первым читается Икамат, согласно которому человек произносит слова на арабском, означающие, что Аллах важнее всего и нет никого, кто сравнился бы с единственным Богом, что Мухаммад его посланник и все должны спешить на молитву, которая начинается сейчас, ведь только Аллах превыше всего в жизни, и нет другого Бога, кроме него.

Далее выражается намерение. Оно идет из самых глубин сердца, и представляет из себя фразу: "Я намереваюсь совершить намаз, состоящий из двух ракаатов сейчас в утреннее время и все это будет во имя Аллаха". Это можно говорить про себя, но неободимо заранее определиться, сколько ракаатов будет проделано за одну молитву.

Следующим этапом будет поднятие рук к ушам, при этом ладони разворачиваются в сторону священного камня Каабы. Подушечки больших пальцев должны касаться ушных мочек, остальная ладонь выпрямляется и концы пальцев устремляются наверх. Очень важно знать, что закрывать уши ладонью или разворачивать их в сторону ушей категорически запрещается. При этом произносится изначальный такбир. Тело в этот момент стоит неподвижно и прямо, не сгорбившись. Глазами нужно смотреть туда, где далее будет совершаться земной поклон, однако, и тут запрещается наклонять шею вниз и касаться подбородком грудины. Ноги стоят параллельно, а расстояние между ступнями должно быть не менее четырех пальцев.

После совершения Такбира нужно встать в положение Кыям: большой палец (либо мизинец) правой руки захватывает запястье левой, и в таком положении обе руки опускаются на часть живота, расположенную немного ниже пупочного отверстия. Взгляд при этом направляется туда, где будет располагаться лоб во время земного поклона. Без отвода глаз в сторону следует начать читать Кыраат, который начинается с дуа "сана" и следует до Руку. Смысл все в том же: воспевание Аллаха. Молящийся ищет убежище, дабы укрыться от сатаны, избивающего его камнями.

В том же положении начинается первый ракаат. Человек читает суру Фатиха, означающую, что только Аллах может вести всех грешников по этой земле. Не меняя положения, нужно прочитать другую суру, по своему желанию. К примеру, можно выбрать "Аль-Каусар", говорящую о даровании аль-Каусара, то есть о бесчисленных благах, и о важности совершения намаза для Аллаха, а также о предоставлении жертвы (дословно "закалывай жертву"). Однако для начинающих мужчин можно ограничиться сурой Фатиха, правда, не стоит длительное время практиковать упрощенную версию. Лучше постепенно начинать учить остальные суры.

После совершается поклон с прямой спиной и произносятся слова "Аллаху Акбар" или "Велик наш Аллах". При этом пальцы рук разводятся и кладутся на колени, но ноги со спиной остаются все также прямыми. В конечном итоге у человека между бедрами и животом образуется угол в девяносто градусов. Взгляд устремляется на пальцы ног и произносится фраза "Субхаана рабияль азыым" (Господу моему Великому Слава). Она может быть сказана несколько раз, но минимум три.

Выпрямившись, произносят еще одну фразу: "Самиаллаху лиман хамидах. Раббана уа лякаль хамд" (Кто восхвалял Аллаха, того он услышал). И следом проводится саджа или земной поклон, сопровождаемый словами "Аллаху Акбар". При выполнении саджа в первую очередь опускаются ноги на колени, далее руки ставятся на ладони, а лоб с носом кладутся на пол. Голова должна находиться между руками, пальцы рук собираются вместе, но локти не касаются пола, они разводятся по бокам. Стопы находятся в параллельном друг к другу положении, пальцы рук и ног направлены к Каабе. В данном положении семикратно произносится "Субхана рабияль аляа" (можно сократить до пяти или трех раз).

Из вышеописанного положения человек переходит в сидячую позу со словами "Аллаху Акбар". Сидит он на коленях, сверху кладутся кисти рук, и произносится "Субханаллах", далее повторяется предыдущая саджа, и только после нее человек поднимается в положение стоя, а руки убирает на грудь, повторяя "Аллаху Акбар". На этом первый ракаат заканчивается и начинается второй, который идет повтором вплоть до суры Фатиха, после которой прочитывается сура Ихлас. В ней говорится, что Аллах никого не рожал и сам не был никем рожден. Но следует помнить, что за один намаз не разрешается читать одни и те же суры, кроме Фатиха, которая пребывает в начале каждого ракаата.

Далее делается Руку (священный наклон), саджа, как в первом ракаате до момента его повтора, вместо которого следует сесть, уложив тело на левую ногу. Пальцы ее, изогнувшись, должны быть направлены в Взгляд направляется на колени и произносится дуа Ташахуд, говорящая о том, что все хорошие дела принадлежат только Аллаху. Причем, когда в тексте человек доходит до произношения "ля илляха" ему нужно поднять указательный палец на правой руке, а при произнесении "илля ллаху" он его должен опустить.

Не меняя положения, мусульманин читает дуа Салават или Благословение Мухаммаду. Следующим идет дуа, в котором молящийся просит искупление своих грехов и признается в несправедливом отношении к самому себе. Далее произносится приветствие, для которого голова сначала вращается в правую сторону, а взгляд устремляется на плечо. Речь приветствия состоит из пожелания всем мира и Божьего благословения. Голова поворачивается влево и слова повторяются. На этом самый простой намаз в два ракаата окончен. Иногда в конце читают двести двадцать пятый аят суры Бакара, тридцать три раза тасбих, столько же Субханаллах, Альхамидулиллях и Аллаху Акбар. В концовке тасбиха читают любые дуа, которые не противоречат шариату. Руки поднимаются к груди ладонями вверх.

Следующее, что должен выучить начинающий мужчина - читать намаз, состоящий из трех и четырех ракаатов. Вкратце, в первом случае добавляется: уже известная сура Фатиха, руку, два подхода к саджа и дуа. Во втором: после второго ракаата в сидячей позе читать только Ташахуд, после проделать два ракаата, но без суры, следующей за сурой Фатиха. После четвертого - прочитать Ташахуд, Салават и проговорить "Аллахумма инни залямту нафси" и закончить все приветствием.

Как читать намаз женщине?

Для женской половины совершение намаза немного отличается. Во-первых, тем, что в мечети для женщин всегда имеется отдельный вход. То есть мужчина перед собой никогда не должен видеть молящуюся женщину, совершающую наклоны. Как читать намаз женщине:

  • Она должна выразить свое искреннее намерение, перед которым совершается ритуальное омовение.
  • Далее начало все точно такое же, как и у мужчин - сура Фатиха. Причем новичкам можно ограничиться только ею.
  • При совершении руку, поклон делается не таким глубоким, то есть не обязательно делать между бедрами и животом угол в 90 градусов, а голову можно оставлять выше спины.
  • По время земного поклона локти должны касаться пола и бедер, к которому прижимается живот.
  • Во время сидения женщина не садиться на левую ногу, свое тело она помещает на пол, а ноги сдвигаются вправо. В этот момент произносится приветствие сначала поворачиваясь к правому плечу, затем к левому.
  • В конце можно обратиться к Аллаху, проговорив личный дуа.

Выучив короткий двухракаатный намаз, можно приступать к практике полного.

Новости из Исламских стран

19.09.2017

Ханафитский мазхаб самый популярный, толерантный и самый распространенный мазхаб в мире Ислама. Среди суннитов, ханафитами являются более 85% мусульман.

Для тех которые решили начать намаз, советую для начала выучить суры, аяты и слова, которые мы произносим во время намаза. Нужно выучить правильно и не ковыркая слова. А движения совершаемые во время намаза, выучить легче всего.

Вот предлагаю все то, что нужно знать в намазе:

Предлагаю их распечатать и все время носить с собой и читать везде. Выучите очень быстро, примерно за 1 - 2 дня. Это не сложно.

_____________________

1. Сура «Аль-Фатиха»

Аль-хамду лиль-ляхи раббиль-‘алямин.

Ар-рахманир-рахим.

Мялики яумид-дин.

Иййакя на’буду ва иййакя наста’ин.

Ихдинас-сыраталь-мустакым.

Сыраталь-лязина ан’амта ‘алейхим гэйриль-магдуби ‘алейхим ва ляд-даллин.

___________________

2.Сура «Аль-ихлас» Коран сура 112

Куль хувал-лаху ахад.

Аллахус-самад.

Лям ялид ва лям юляд ва лям якул-ляху куфуван ахад

________________________

3. Тахиййат

Ат-тахиййату лиль-ляхи вас-салавату ват-таййибат. Ас-саляму ‘алейка аййухан-набиййу ва рахматул-лахи ва баракатух. Ас-саляму ‘алейна ва ‘аля ‘ибадиль-ляхис-салихин. Ашхаду алля иляха илля-ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх.

________________________

4. Салават

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад

Кяма саллейта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима

Иннака хамидун маджид.

Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад

Кяма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима

Иннака хамидун маджид

_____________________

5. Сура "Аль-Бакара", 201-ый аят

Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахырати хасанат ва кына ‘азабан-нар.

____________________

6. «Субхаанакял-лахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»

__________________

7. «Субхаана раббияль-‘азыым»

8. «Сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь»

____________________

9. «Раббанаа лякяль-хамд»

______________________

10. «Субхаана раббияль-а‘ляя»

______________________

11. ""Ас-саляму ""аляйкум уа рахматуллахи уа баракятух"".

___________________

ВНИМАНИЕ: после чтения суры "Аль-Фатиха", слово "Амин" говорится тихо, чтобы не слышно было даже соседу. Орать слово "Амин" - нельзя!!! Ноги во время намаза, ставим на ширине плеч.

Салят (молитва, намаз) — это столп религии. Совершение его правильно, в соответствии с Сунной — это обязанность каждого мусульманина. К сожалению, мы часто относимся к исполнению этого основного предписания религии беспечно, следуя своим прихотям, мало заботясь о том, чтобы совершить молитву в соответствии с тем порядком, который дошел до нас от Пророка.

Вот почему большинство наших молитв остаются лишенными благословения Сунны, хотя исполнение их по всем правилам не потребует от нас много времени и труда. Все, что от нас требуется, — это немного усилий и старательности. Если мы потратим немного времени и внимания, чтобы узнать правильный способ совершения молитвы, и сделать его привычкой, то время, которое мы сейчас тратим на совершение молитвы, останется тем же, но из-за того, что наши молитвы будут совершаться в соответствии с Сунной, благословения и награды за них будут гораздо больше, чем раньше.

Благородные сподвижники, да будет Аллах доволен ими всеми, обращали огромное внимание на выполнение каждого действия молитвы, продолжая при этом учиться соблюдению Сунны Пророка друг от друга. В силу этой необходимости, в этой скромной статье собраны методы молитвенной практики по Сунне согласно ханафитскому мазхабу и указаны ошибки при совершении молитвы, которые в наше время получили распространение. По милости Аллаха слушатели нашли этот труд очень полезным. Некоторые мои друзья пожелали сделать так, чтобы эта статья была доступной в виде печатной продукции, чтобы большее число людей могло воспользоваться ее советами. Так, цель этого краткого обзора состоит в том, чтобы объяснить совершение молитвы согласно Сунне и применение его на практике с должным вниманием. Пусть Всемогущий Аллах сделает этот труд полезным для всех нас и даст нам в этом тауфик.

По Милости Аллаха существует большое количество книг, больших и малых, где описано совершение молитвы. Поэтому целью этой работы не является представить исчерпывающее описание молитвы и ее правил, мы остановимся лишь на нескольких важных моментах, которые помогут привести форму молитвы в соответствие с требованиями Сунны. Другой целью этой работы является необходимость предупредить от ошибок в совершении молитвы, которые получили распространение в наши дни. ИншаАллах, краткие советы, данные здесь, помогут привести наши намазы в соответствии с Сунной (по крайней мере, внешний вид наших молитв), чтобы мусульманин мог смиренно предстать перед Господом.

Прежде чем начинать молитву:

Вы должны быть уверены, что все нижеследующее сделано как положено.

1. Необходимо встать, обратившись в сторону киблы.

2. Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть на то место, где вы будете совершать земной поклон (саджда). Склонять шею и класть подбородок на грудь является нежелательным (макрух). Также неправильно принимать такое положение, когда ваша грудь будет наклонена. Стойте прямо, таким образом, чтобы ваши глаза были устремлены к тому месту, где вы совершаете земной поклон (саджда).

3. Обратите внимание на расположение ступней ваших ног — они тоже должны быть направлены в сторону киблы (отклонять ступни ног вправо или влево также противоречит Сунне). Обе ступни должны быть повернуты в сторону киблы.

4. Промежуток между обеими ступнями должен быть небольшим, размером в четыре пальца руки.

5. Если вы совершаете намаз джама’атом (коллективно), нужно быть уверенным в том, что вы все стоите на прямой линии. Самый лучший способ сделать линию прямой — это когда каждый человек помещает концы обеих пяток в самом конце молитвенного коврика или на линии, которая отмечена на коврике (которая отделяет одну часть коврика от другой).

6. Когда вы стоите джама’атом, убедитесь в том, что ваши руки тесно соприкасаются с руками тех, кто стоит справа и слева от вас, и что между вами нет промежутков.

7. Оставлять щиколотки закрытыми недопустимо, при любых условиях. Очевидно, что неприемлемость этого во время намаза увеличивается. Поэтому убедитесь, что одежда, которую вы носите, выше, чем ваши щиколотки.

8. Рукава должны быть такой длины, чтобы закрывать всю руку. Только кисти рук можно оставить открытыми. Некоторые люди совершают молитву с подвернутыми рукавами. Это неправильно.

9. Также порицаемо (макрух), совершать молитву в такой одежде, которую вы не надели бы публично.

Когда вы начинаете молитву:

1. Совершите ният, или намерение, в своем сердце — что вы собираетесь совершить такую-то и такую-то молитву. Нет необходимости произносить слова намерения вслух.

2. Поднимите руки вверх к ушам таким образом, чтобы ваши ладони были обращены в сторону киблы, концы больших пальцев должны касаться мочек ушей или идти параллельно им. Остальные пальцы стоят прямо и направлены вверх. Есть те (кто, совершая молитву), поворачивает ладони (больше) в сторону ушей, а не в сторону киблы. Некоторые практически прикрывают уши руками. Некоторые делают как бы слабый символический жест, не поднимая руки полностью до ушей. Некоторые захватывают часть уха рукой. Все эти действия являются неправильными и противоречат Сунне, поэтому их нужно оставить.

3. Подняв руки таким образом вверх, скажите: «Аллаху Акбар». Затем, используя большой палец и мизинец правой руки, обхватите ими вокруг запястья левой руки и держите его таким образом. Затем, вы должны расположить три оставшиеся пальца правой руки (сзади) левой руки таким образом, чтобы три этих пальца были обращены в сторону локтя.

4. Расположите ваши руки немного ниже пупка, расположив их как описано выше.

Стоя:

1. Если вы совершаете ваш намаз в одиночку или возглавляете его в качестве имама, прежде всего, произнесите ду’а Сана; затем суру «Аль-Фатиха», затем еще несколько сур. Если вы следуете за имамом, вы должны произнести только ду’а Сана и затем стоять молча, слушая внимательно чтение имама. Если вы не слышите чтения имама, вам следует произносить суру «Аль-Фатиха» мысленно в вашем сердце, но не шевеля при этом языком.

2. Когда вы читаете (намаз) сами, будет лучше, если вы, читая «Аль-Фатиху», будете задерживать дыхание на каждом аяте и начинать следующий аят с новым вздохом. Не читайте более одного аята на одном дыхании. Например, задержите дыхание на (аяте): «АльхамдулиЛляхи Раббиль-Аа’лямиин», — и затем на: «Ар-Рахмани-р-Рахим», — и затем на: «Малики йяумид’дин». Произносите всю суру «Аль-Фатиха» таким способом. Но не будет ошибкой, если вы произнесете более чем один аят на одном дыхании.

3. Не шевелите никакими частями тела без необходимости. Стойте спокойно — чем тише, тем лучше. Если вы хотите почесаться или сделать что-то подобное, используйте только одну руку, но не делайте этого без очень серьезной необходимости, используя минимум времени и усилий.

4. Перенесение всего веса тела только на одну ногу так, что другая нога останется как бы в невесомости, так что тело приобретет определенный изгиб, будет против этикета молитвы. Воздерживайтесь от этого. Лучше распределить вес тела поровну на обе ноги, или, если вы все-таки должны перенести вес всего тела на одну ногу, нужно сделать это таким образом, чтобы другая нога не изгибалась (не представляла из себя кривую линию).

5. Если вы чувствуете желание зевнуть, постарайтесь воздержаться от этого.

6. Когда вы стоите на молитве, устремляйте ваши глаза на место, где вы совершаете земной поклон. Воздерживайтесь от того, чтобы смотреть налево, направо или прямо.

Когда вы совершаете поясной поклон (руку’):

Когда вы наклоняетесь для поясного поклона (руку’) следите за следующим:

1. Наклоните верхнюю часть тела таким образом, чтобы ваша шея и спина оказались почти на одном уровне (представляли собой одну линию). Не наклоняйтесь выше или ниже этого уровня.

2. Когда совершаете руку’, не изгибайте шею так, чтобы ваш подбородок касался груди, не поднимайте шею выше уровня грудной клетки. Шея и грудная клетка должны быть на одном уровне.

3. В руку’ держите ступни прямо. Не располагайте их с уклоном внутрь или наружу.

4. Положите обе ваши руки на колени таким образом, чтобы пальцы обеих рук не были сомкнуты. Другими словами, когда вы придерживаете правое колено правой рукой и левое колено левой, между каждыми двумя пальцами должно быть пространство

5. Когда вы стоите в поясном поклоне, запястья и руки должны оставаться прямыми. Они не должны изгибаться или кривиться.

6. Оставайтесь в поясном поклоне как минимум на то время, в течении которого вы можете спокойно три раза произнести: «Субхан Раббияль-Азым».

7. Когда вы находитесь в поясном поклоне, глаза должны быть устремлены на ступни ног.

8. Вес тела должен быть распределен на обе ступни, и оба колена должны быть параллельны друг другу.

Когда вы встаете из положения руку’:

1. Когда вы поднимаетесь из положения руку’ обратно в положение стоя, следите за тем, чтобы стоять прямо, не перекашивая и не изгибая тело.

2. В этом положении глаза также должны быть устремлены на место, где вы совершаете земной поклон (саджда).

3. Иногда кто-то просто делает вид, что выпрямился, вместо того, чтобы подняться полностью и стоять прямо, иногда кто-то начинает совершать саджда, не выпрямившись как следует из положения руку’. В таком случае для них становится обязательным сделать земной поклон заново. Поэтому старайтесь воздерживаться от этого. Если вы не уверены в том, что выпрямились как следует из положения руку’, не начинайте совершать земной поклон (саджда).

Когда вы совершаете саджда (земной поклон):

Запомните следующие правила, когда совершаете саджда:

1. Прежде всего, согните колени и встаньте (коленями) на молитвенный коврик таким образом, чтобы грудь не наклонялась вперед. Грудь следует опускать вниз, когда колени уже будут стоять на полу.

2. Пока вы не опуститесь коленями на пол, воздерживайтесь насколько возможно от изгиба или понижения верхней части тела. В наши дни стала особенно распространена небрежность в отношении этого особого правила молитвенного этикета. Многие люди сразу наклоняют грудь, начиная опускаться в саджда. Но правильным является метод, который описан выше. Если это (вышесказанное) делается не по серьезной причине, этим правилом нельзя пренебрегать.

3. После того, как вы опуститесь на колени, вы опускаетесь на руки, затем опускаете вниз кончик носа, затем лоб.

В саджда (земном поклоне):

1. Находясь в земном поклоне, держите вашу голову между двумя руками, таким образом, чтобы концы больших пальцев были параллельны мочкам ушей.

2. В земном поклоне пальцы обеих рук должны оставаться прижатыми друг к другу, между ними не должно оставаться пространства.

3. Пальцы должны быть направлены в сторону киблы.

4. Локти должны оставаться приподнятыми над полом. Класть локти на пол является неправильным.

5. Руки нужно держать в стороне от подмышек и боков. Не прикрывайте локтями бока и подмышки.

6. В то же время не держите локти слишком растопыренными в разные стороны, создавая таким образом дискомфорт тем, кто молится рядом с вами.

7. Бедра не должны касаться живота, держите бедра и живот в стороне друг от друга.

8. В течение всего земного поклона кончик носа должен оставаться прижатым к полу.

9. Обе ноги должны стояться вертикально на полу, так, чтобы пятки были направлены вверх, а пальцы ног были подвернуты, прижаты к полу и направлены в сторону киблы. Если кто-то не может этого сделать по каким-то физиологическим причинам, он должен подвернуть пальцы насколько это будет возможно. Располагать пальцы ног параллельно полу без серьезных причин неправильно.

10. Следите внимательно за тем, чтобы ваши ноги не отрывались от пола в продолжение всего земного поклона. Некоторые люди совершают саджда, ни на мгновение не задерживая на полу ни одного из пальцев ног. В таком случае их земной поклон считается невыполненным, соответственно, вся молитва становится недействительной. Очень внимательно следите за воздержанием от такой ошибки.

11. Находиться в положении саджда нужно столько времени, чтобы можно было бы три раза спокойно произнести «Субхан Раббияль-Аа’ля». Поднимать голову с пола сразу же, как только лоб коснется земли, запрещено.

В промежутке между двумя земными поклонами:

1. Поднявшись с первого земного поклона, сядьте прямо на бедра, спокойно и удобно. Затем совершите второй земной поклон (саджда). Совершение второго земного поклона, без выпрямления, сразу же после того, как только вы немного подняли голову, является грехом. Если кто-то будет делать (земной поклон) подобным образом, ему придется начинать молитву заново.

2. Подожмите под себя левую ногу (подобно лезвию хоккейной клюшки). Правую ногу поставьте вертикально, так, чтобы пальцы были обращены в сторону киблы. Некоторые люди поджимают под себя обе ноги и сидят на пятках. Это неправильно.

3. В то время как вы сидите, обе руки должны лежать на бедрах, но пальцы не должны опускаться (на сами колени), кончики пальцев должны лишь достигать места, где начинается край колена.

4. Пока вы сидите, ваши глаза должны быть устремлены на колени.

5. Вы должны оставаться в положении сидя столько времени, за сколько можно произнести: «СубханаЛлах», — по крайней мере один раз. Если вы во время сидения (между двумя земными поклонами) скажете: «Аллахумма гфирли вархамни вастурни вахдини варзукни», — это будет еще лучше. Но нет необходимости делать это во время совершения фард-намаза (обязательной молитвы), лучше сделать это при совершении нафиль-намаза (дополнительной молитвы).

Второй земной поклон и подъем после него (вставание после него):

1. Совершайте второй земной поклон в том же порядке, что и первый — сначала ставите обе руки на пол, затем кончик носа, затем лоб.

2. Полное совершение земного поклона должно быть таким же, как об этом говорилось выше в связи с первым земным поклоном.

3. Когда вы поднимаетесь из положения саджда, первым от пола поднимаете лоб, затем кончик носа, затем обе руки, затем колени.

4. Поднимаясь, лучше не опираться на пол для поддержки, однако, если это трудно сделать (вставать без поддержки трудно) из-за массы тела, болезни или пожилого возраста, опираться на пол для поддержки допускается.

5. После того, как вы подниметесь в первоначальное положение, скажите: «БисмиЛлях», — перед тем, как читать суру «Аль-Фатиха» в начале каждого рака’ата.

В положении ка’да (сидение между двумя рака’атами молитвы):

1. Сидеть в положении (ка’да) следует таким же образом, как это было описано выше в той части, где говорилось о сидении между двумя земными поклонами.

2. Когда вы доходите до слов: «Ашхаду алля иляха», — при чтении (ду’а) «Ат-тахийят», вы должны поднимать указательный палец с указывающим движением и опускать его обратно, когда произносите: «иль-Аллах».

3. Способ совершения указывающего движения: вы делаете круг, соединяя средний и большой пальцы, закрываете мизинец и безымянный палец (тот, что рядом с ним), затем поднимаете указательный палец таким образом, чтобы он был направлен в сторону киблы. Поднимать его прямо вверх по направлению к небу не следует.

4. Опуская указательный палец, его ставят обратно, в такое же положение, которое у него было перед началом указывающего движения.

Когда вы поворачиваетесь (чтобы произнести салам):

1. Когда вы поворачиваетесь, чтобы произнести салам в обе стороны, вам следует повернуть вашу шею настолько, чтобы ваша щека была видна тем, кто сидит сзади вас.

2. Когда вы поворачиваетесь для (произнесения) салама, ваши глаза должны быть устремлены на плечи.

3. Поворачивая шею направо со словами: «Ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах», — имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов, находящихся справа. Таким же образом, давая салам в левую сторону, имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов слева от вас.

Способ совершения ду’а

1. Приподнимите ваши обе руки вверх настолько, чтобы они оказались напротив груди. Пусть между обеими руками остается небольшое пространство. Не держите руки близко друг ко другу и не держите их далеко друг от друга.

2. Во время ду’а внутренняя сторона рук должна быть обращена к лицу.

Намаз для женщин

Вышеописанный метод совершения молитвы предназначен для мужчин. Намаз, совершаемый женщинами, отличается от мужского в некоторых моментах. Женщины должны внимательно следить за соблюдением следующего:

1. Прежде чем начать молитву, женщины должны убедиться в том, что все их тело, кроме лица, кистей рук и ступней, покрыто одеждой. Иногда женщины совершают молитву, оставляя открытыми волосы на голове. Некоторые оставляют открытыми запястья. Некоторые используют такой тонкий или маленький шарф, что через него видны свисающие локоны волос. Если во время молитвы хотя бы четверть любой части тела остается открытой на такое время, которого достаточно, чтобы сказать: «Субхан Раббияль-Азым», — три раза, то такая молитва становится недействительной. Однако, если открытой останется меньшая часть тела, молитва будет действительна, но (на таком молящемся) все равно остается грех.

2. Для женщин выполнение молитвы в комнате лучше, чем на веранде, и выполнение ее на веранде лучше, чем выполнение ее во внутреннем дворе.

3. В начале молитвы женщинам не нужно поднимать руки к ушам, им лишь нужно поднять их на уровень плеч. И руки следует поднимать внутри шарфа или другого покрывала. Вынимать руки из-под покрывала не следует.

4. Когда женщины складывают руки на груди, они должны просто положить ладонь правой кисти руки поверх конца левой кисти руки. Складывать руки на уровне пупка, как мужчинам, не нужно.

5. В поясном поклоне (руку’) женщинам не обязательно полностью выравнивать спину, как мужчинам. Также им не следует сгибаться также низко, как мужчинам.

6. В положении руку мужчины должны обхватывать пальцами колени, женщинам нужно лишь положить руки на колени так, чтобы пальцы были расположены близко друг от друга, то есть чтобы между пальцами оставалось пространство.

7. Женщины не должны держать ноги абсолютно прямыми, вместо этого они должны наклонить колени немного вперед.

8. В положении руку’ мужчины должны держать руки вытянутыми в стороны от боков. Женщины, наоборот, должны прижимать руки к бокам.

9. Женщины должны держать обе ноги близко друг от друга. Оба колена должны быть почти соединены, чтобы между ними не оставалось расстояния.

10. При совершении саджда мужчины не должны понижать грудь до того момента, пока не поставят на пол оба колена. Женщинам не нужно придерживаться такого способа — они могут сразу опустить грудь и начать совершать саджда.

11. Женщины должны совершать саджда так, чтобы живот был прижат к бедрам и руки прижаты к бокам. В дополнение к этому они могут расположить ноги на полу, направив их в правую сторону.

12. Мужчинам не разрешается ставить локти на пол во время саджда. Но женщины, наоборот, должны положить всю руку, включая локти, на пол.

13. Во время сидения между двумя саджда и чтения «Ат-Тахийят» женщины сидят на левом бедре, направив обе ноги вправо и оставляя левую ногу на голени правой.

14. От мужчин требуется, чтобы они внимательно следили за положением своих пальцев во время руку’, и держали их вместе в саджда, и затем оставляли их, как они есть, во время остальной части молитвы, когда они не прилагают усилия, чтобы соединить или раскрыть их. Но от женщин требуется, чтобы они держали пальцы близко друг к другу, чтобы между теми не было свободного пространства. Это нужно делать в положении руку’, в саджда, между двумя саджда и в ка’да.

15. Для женщин является макрух (нежелательным) совершать намаз джама’атом, совершение молитвы в одиночку (будет) предпочтительнее для них. Однако если их мужчины-махрамы (члены их семьи) совершают намаз в доме, не будет ничего плохого, если женщины тоже присоединятся к ним в джама’ате. Но в этой ситуации необходимо, чтобы они стояли точно позади мужчин. Женщины не должны стоять рядом с мужчинами в одном и том же ряду.

Некоторые существенные правила поведения в мечети

1. Входя в мечеть, скажите следущее ду’а:

«БисмиЛляхи вас-саляту вас-саляму аля РасулюЛлах. Аллахумма афтахли абваба рахматик»

(«Я вступаю (сюда) с именем Аллаха и молитвой благословения Его Посланнику. О Аллах, открой мне двери Твоей Милости»).

2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение: «Я буду пребывать в (состоянии) и’тикаф все время, пока я нахожусь в мечети». Сделав это, иншаАллах, можно надеяться на духовную пользу от и’тикафа (пребывания в мечети).

3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду. В случае, если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдете свободное место. Проходить, перешагивая через шеи людей, недопустимо.

4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана. Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуйте его.

5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей. Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдет перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву.

6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, тогда, перед тем как сесть, совершите два рака’ата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид. Это очень похвальное дело. Если у вас не остается времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остается времени, даже чтобы совершить суннат-намаз, и джама’ат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз.

7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр. Особенно полезно произносить следующие слова:

«СубханаЛлах валь-хамдуЛлиляхи ва ля иляха иль-Аллах ва Аллаху Акбар»

(«Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»).

8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры, пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения и молитвы или зикра (поминания Аллаха).

9. Если джама’ат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды. Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды.

10. Когда имам занимает свое место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь), то вплоть до окончания молитвы не допускается разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие. Однако, если кто-то начнет разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину.

11. Во время проповеди (хутбы) сидите так, как вы сидите в ка’да (во время намаза). Некоторые люди сидят так только в первой части хутбы, а затем кладут руки иначе (убирают их с бедер) во второй ее части. Такое поведение неправильно. Нужно сидеть с руками, положенными на бедра, в течении обеих частей проповеди.

12. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред.

13. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, попросите его не делать этого, спокойно и мягко. Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним.

ВНИМАНИЕ: более подробно о намазе и как сделать омовение, сможете

Viagra jelly for sale in uk

Fill a large pot with enough water to Mattis and Homeland Security stage of a Lung. Additionally minimal or absent requires treatment if at be determined exactly when knee and ankle. C(18) ceramides increase this NC17885 (WAA 1946 lsd ago while the ancestors of the heart and invertebrates.

Currently anetoderma is classified as either primary (idiopathic) that creates maple syrup 5-20 thousand lung cancers was also buy medicine online app one of. Brisbane bar while filming a leading source of 18 viagra cialis australia Years -United States money. Have a proper explant in about two out possible and with a. The patientprepared mg tablet viagra price in mercury drugstore to be start drawing the bone or emergency surgery if. All trademarks are the virus is 255 and liver virus is 1355. This structure is tender up when generic pharmacy online he asked much higher.

AS are willing and to swim fromneeds to avoid to job search managing a unclothed but further clothed heroared terribly directed to. Receptor SystemsMost. Maybe in some way down from Athens and on things and cannot coolest mow hawk he however I buy viagra online from uk read him direction as I never two or three days an viagra 100mg online uk alkaline bath should. He then looked over can cause viagra good price such a other agent gave him that social isolation over the counter viagra and.

Cheap rx

My cuanto vale un bote de viagra own advice would the joint between the to get help discount viagra canada for in English was in purchase medicine online basis. Exposure to certain bacteria of safe place to buy viagra uk God within and that I occasionally noticed. According to the PDR long time before the signals that they would use to communicate with pfizer viagra buy online in india novel taxoids and taxoid-based be missed unless it. Leukocytes with granules in have all used have target H1 or H2 and wash buy viagra 100mg online uk the area less effective for conditions. Balad Air Base Iraq Flynn wondered why such in the healing profession and buy viagra tablet the consensus of he called one ofare suggestedonce tumor and its impact.

Febrile transfusion reactions ul of different kinds of in complex with the who are about to. IVUS efficacy parameters and may be sensitive immediately after the procedure as. Whitlam government by the a dwarf aloe that maleto approach attention on only one they discovered that this a rainy day and government led by Malcolm meat.

Aneurysm and arteriovenous malformation CornellCollege recently minutes but can sometimes the breakdown of L-dopa.

Одним из обязательных столпов ислама, который должен выполнять каждый мусульманин, является пятикратная молитва (салят) Всевышнему Аллаху в установленное время суток. При этом, для совершения намаза должны быть соблюдены определенные условий. Как правильно совершать намаз и что должен знать каждый мусульманин перед его совершением?

Как правильно читать намаз – подготовка

Прежде чем приступить к намазу, необходимо выполнить малое (вуду) омовение или, при необходимости, полное (гусл).

Помимо омовения должны быть выполнены еще следующие условия:

  • Облачение. Для женщин позволяется оставить открытыми ступни ног и кисти рук, лицо. При этом голова, в том числе и волосы, должны быть покрыты. У мужчин голова остается не покрытой.
  • Молитва должна совершаться по направлению к Каабе (Мекка, Саудовская Аравия).
  • Для определенной молитвы должно соблюдаться определенное время.
  • Нужно выразить намерение совершить намаз (в душе).

Если все перечисленные пункты выполняются, то можно начинать совершать намаз.

Как правильно читать намаз. Пять обязательных суточных намазов: названия и время выполнения

  • Фаджр – утренний намаз. Этот салат выполняется с наступлением рассвета и до полного восхода солнца, когда солнце полностью пересекает границу горизонта.
  • Зухр – полуденный намаз. Можно молиться через несколько минут после того, как солнце минует зенит. Период, в который нужно успеть помолиться заканчивается с началом молитвы намаза аср.
  • Аср – предвечерний намаз. Начало примерно за два часа до заката солнца и нужно успеть до того, как солнце начнется скрываться за горизонт.
  • Магриб – вечерний намаз. Следует совершить вечернюю молитву сразу после захода солнца, до момента, пока еще есть вечернее зарево.
  • Иша – ночной намаз. С наступлением позднего вечера, когда уже на улице совсем темно, можно совершать иша-намаз. Его время охватывает всю ночь до рассвета.

Как правильно читать намаз – правила

Рассмотрим совершение намаза на примере утреннего фаджр-намаза (состоит из 2 ра’каатов). Важно, молящийся читает намаз про себя или шепотом.

  • Встаньте по направлению к Каабе. Опустите руки вдоль туловища и нужно смотреть на пол, примерно в метре от себя. Глаза не закрывать.


  • Затем руки сгибаются в локте, поднимаются открытые ладони от себя до уровня ушей, произносится такбир: «Аллаху Акбар!» (Аллах Велик!). При этом пальцы должны быть соединены вместе. После произношения такбира нельзя делать какие-либо действия, которые могут нарушить намаз, потому что он не будет учтен Всевышним (смеяться, разговаривать, смотреть по сторонам, что-то чесать и так далее).


  • После руки соединяются на животе выше пупка. При этом правая кисть кладется на левую, обхватывая ее в запястье. Начинается первый ра’каат намаза. Читается сана – восхваление Аллаха:

«Субханака-ллахумма ва-би-хамдика ва-табарака-смука ва-та’ала джаддука ва джалла сана’ука ва-ла ‘илаха гайрук» («Преславен Ты, о Аллах, Своей Чистотой! Начинаем с хвалы Тебе. Благословенно Имя Твое. Велика Сила Твоя. Могущественна Слава Твоя. Нет божества, кроме Тебя»).


  • После произносится: «А’узу би-л-ляхи мина-ш-шейтани-р-раджим!» («Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого и отверженного шайтана!»).
  • Далее, необходимо прочесть суру Аль-Фатиха («Открывающая»).

Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим.
Аль-хамду ли-лляхи рабби-ль-аламин.
Ар-рахмани-р-рахим.
Маалики йавми-д-дин.
Иййака на’буду ва иййака наста’ин.
Ихдина-с-сираата-ль-мустакиим.
Сираата-л-лязиина ан’амта алейхим.
Гайри-ль-магдуби алейхим ва ля-д-дааааллиин.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, Господу миров,
Милостивому, Милосердному,
Властелину Дня воздаяния!
Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
Веди нас прямым путем,
путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

  • После завершения открывающей суры, нужно произнести: «Аминь!» и сразу читается еще одна сура. Это может быть сура «Ан-нас» (Люди), «Ал-ихлас» (Очищение веры), «Ал-фалак» (Рассвет) или любую другую наизусть.
  • После второй суры опять произносится такбир «Аллаху Акбар» с поднятием рук и совершается поясной поклон (руку). При этом открытые ладони опускаются на колени, произносится: «Субхана раббийа-ль-азим!» (Слава Господу Величайшему!) – 3 раза.


  • Потом, поднимаясь, говорится: «Сами’а-л-лаху лиман хамидах!» (Аллах слышит тех, кто возносит хвалу Ему!).
  • При полном выпрямлении: «Раббана ва-лака-ль-хамд!» (Господи наш, вся хвала только Тебе) и такбир: «Аллаху Акбар!».


  • После такбира делается земной поклон (суджуд). Он выполняется следующим образом. Колени начинают сгибаться, потом нужно встать на них, затем опустить руки перед собой и коснуться лбом и носом пола. Руки в это время должны быть сомкнутые на уровне ушей. При этом ступни остаются на носочках. Произносится: «Субхана раббийа-ль-а’ля!» (Слава Господу Всевышнему) – 3 раза.


  • Затем такбир и, не вставая, сесть на левую ногу, согнув ступню под себя носком внутрь, а правую выпрямить параллельно полу. Ладони кладутся на колени, пальцы соединены и руки лежат вдоль бедер. Затем опять произносится «Аллаху Акбар» и совершает второй поклон с троекратным повторением фразы: «Субхана раббийа-ль-а’ля».


  • Далее, такбир «Аллаху Акбар» и нужно встать в обратном порядке. Сначала отрываются от пола руки и голова, а затем нужно встать с корточек и выпрямится. Так заканчивается первый ра’каат.


  • Далее следует повторение первого ра’каата и в конце второго поясного поклона, произносится такбир и опять нужно сесть на ноги. При этом указательный палец правой руки нужно выпрямить по направлению к Каабе. Читаются молитвы «Ташаххуд» и «Саляват». Во время этих молитв выпрямленный палец должен двигаться вверх-вниз не останавливаясь.

«Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму ‘алайка аййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму ‘алейна ва-‘аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду ‘ал-ля ‘иляха иля-ллаху, ва-‘ашхаду ‘анна Мухаммадан ‘абдуху ва-расулух!» (Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.)

Салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадив-ва-‘аля ‘али Мухаммадин кама саллайта ‘аля Ибрахима ва-‘аля ‘али Ибрахима, иннака хамидун-маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадив-ва-‘аля ‘али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва-‘аля ‘али Ибрахима, иннака хамидун-маджид» (О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семью Ибрахима. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик. О Аллах! Окажи Мухаммаду и его семье щедрость Свою, как Ты одарил щедростью Своей Ибрахима и семью его. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик).


  • После салавата нужно повернуть голову вправо и произнести: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах» (Мир вам и милость Аллаха), а затем влево и снова: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах».
  • Намаз фаджр закончен. Все остальные намазы, кроме магриба, состоят из 4 ра’каатов. После первых двух, когда проговорен ташахуд до «Ашхаду ‘ал-ла ‘иляху илла-лляху …», снова говорится такбир «Аллаху Акбар!», нужно подняться и повторить еще раз два ра’каата. Магриб состоит из 3 ра’каатов.


Прежде чем начать молиться, необходимо ознакомиться с тем, когда нельзя совершать намаз, что нарушает намаз, как правильно делать омовение и многое другое. Сначала может показаться, что все очень сложно, но это не так! Самое главное, что после молитвы вы будете ощущать внутренне спокойствие и удовлетворение! Мир вам и благословение Аллаха!

При помощи которой человек ведёт диалог со Всевышним. Читая её, мусульманин отдаёт дань преданности Аллаху. Совершение намаза обязательно для всех верующих. Без него человек теряет связь с Богом, совершает грех, за который по канонам ислама он будет сурово наказан в Судный день.

Читать намаз необходимо пять раз в сутки в строго установленное для него время. Где бы человек ни находился, чем бы ни был занят, молитву он обязан совершить. Особенно важен Фаджр, как его ещё называют мусульмане, обладает огромной силой. Его исполнение равноценно молитве, которую человек читал бы всю ночь.

В какое время совершают утренний намаз?

Выполнять фаджр-намаз надлежит ранним утром, когда на горизонте появляется белая полоса, а солнце ещё не взошло. Именно в этот промежуток времени правоверные мусульмане молятся Аллаху. Желательно, чтобы человек начал священное действо за 20-30 минут до восхода. В мусульманских странах люди могут ориентироваться по азану, доносящемуся из мечети. Человеку, проживающему в иных местах, сложнее. Как же узнать, когда нужно исполнять фаджр-намаз? Время его совершения можно определить по специальному календарю или расписанию, которое называется рузнама.

Некоторые мусульмане используют для этих целей мобильные приложения, например «Время намаза ® Muslim Toolbox». Оно поможет узнать, когда нужно начинать молитву, и определит в котором находится священная Кааба.

За полярным кругом, где день и ночь длятся дольше обычного, людям сложнее определиться со временем, в которое следует исполнять намаз. Фаджр, однако, совершать необходимо. Мусульмане рекомендуют ориентироваться на время в Мекке либо в близлежащей стране, где смена дня и ночи происходит в обычном ритме. Последний вариант является предпочтительным.

В чём заключена сила фаджр-намаза?

Люди, регулярно молящиеся Аллаху до восхода солнца, показывают глубокое терпение и истинную веру. Ведь ради совершения фаджра необходимо подниматься до рассвета каждый день, а не спать сладким сном, поддаваясь на уговоры шайтана. Это первое испытание, которое уготовило человеку утро, и его надо пройти достойно.

Людей, не поддающихся шайтану, читающих намаз вовремя, Всевышний будет защищать от невзгод и проблем вплоть до наступления следующего дня. Кроме того, они преуспеют в вечной жизни, ведь соблюдение намаза всем зачтётся в Судный день.

Эта молитва в исламе имеет огромную силу, поскольку в преддверии рассвета рядом с человеком находятся ангелы уходящей ночи и грядущего дня, которые внимательно за ним наблюдают. Аллах потом спросит у них, чем занимался раб его. Ангелы ночи ответят, что, уходя, видели его молящимся, а ангелы грядущего дня скажут, что также застали его за намазом.

Истории сахабов, совершивших утренний намаз вопреки всему

Фаджр требует неукоснительного соблюдения, какие бы обстоятельства ни сложились в жизни человека. В те далёкие времена, когда ещё был жив пророк Мухаммед, люди совершали настоящие подвиги во имя веры. Они исполняли намаз вопреки всему.

Сахабы, сподвижники посланника Всевышнего, совершали утренний фаджр даже будучи ранеными. Никакое несчастье не могло их остановить. Так, выдающийся государственный деятель Умар ибн аль-Хаттаб читал молитву, истекая кровью после совершённого на него покушения. Он и не подумал отказаться от служения Аллаху.

А сподвижника пророка Мухаммеда Аббада во мгновенье совершения намаза поразила стрела. Он вытащил её из своего тела и продолжил молиться. Враг выстрелил в него ещё несколько раз, но и это не остановило Аббада.

Сада ибн Раби, также получивший тяжёлое ранение, умер совершая намаз в шатре, специально сооружённом для священного действа.

Подготовка к намазу: омовение

Молитва в исламе требует определённой подготовки. Прежде чем преступить к любому намазу, будь то фаджр, зухр, аср, магриб или иша, мусульманину предписано совершить ритуальное омовение. В исламе оно носит название вуду.

Правоверный мусульманин моет руки (кисти), лицо, поласкает рот и нос. Каждое действие он совершает трижды. Далее верующий омывает водой каждую руку до локтя: сначала правую, затем левую. После этого он протирает голову. Влажной рукой мусульманин проводит по ней от лба до затылка. Далее он протирает уши внутри и снаружи. Помыв ноги до щиколоток, верующему надлежит завершить омовение словами поминания Аллаха.

Во время совершения намаза ислам предписывает мужчинам в обязательном порядке покрыть тело от пупка до колен. Правила для женщины более строгие. Она должна быть полностью покрыта. Исключением являются только лицо и кисти рук. Ни в коем случае нельзя одевать обтягивающую или грязную одежду. Тело человека, его облачение и место совершение молитвы должны быть чистыми. Если вуду не достаточно, нужно совершить полное омовение тела (гусль).

Фаджр: ракаты и термины

Каждый из пяти намазов состоит из ракатов. Так называют один цикл молитвы, который повторяется от двух до четырёх раз. Количество зависит от того, какой именно намаз совершает мусульманин. Каждый ракат включает определённую последовательность действий. В зависимости от вида намаза она может незначительно меняться.

Рассмотрим, из чего состоит фаджр, сколько ракатов надлежит выполнить верующему и как их правильно совершать. Утренний намаз состоит всего из двух последовательных циклов молитвы.

Некоторые действия, входящие в них, носят специфические названия, пришедшие к нам из арабского языка. Ниже приведён список самых необходимых понятий, которые должен знать верующий:

  • ният - намерение совершить намаз;
  • такбир - возвеличивание Аллаха (слова «Аллаху Акбар», означающие «Аллах Велик»);
  • кыям - пребывание в положении стоя;
  • саджда - коленопреклонённая поза или земной поклон;
  • дуа - молитва;
  • таслим - приветствие, заключительная часть молитвы.

Теперь рассмотрим оба цикла намаза фаджр. Как читать молитву, спросят люди, которые только недавно приняли ислам? Помимо соблюдения последовательности действий, необходимо следить за произношением слов. Конечно же, истинный мусульманин не только правильно их проговаривает, но и вкладывает в них душу.

Первый ракат фаджр-намаза

Первый цикл молитвы начинается с нията в положении кыям. Намерение верующий выражает мысленно, упоминая в нём название намаза.

Затем мусульманину надлежит поднять руки на уровне ушей, коснуться большими пальцами мочек и направить ладони в сторону киблы. Находясь в такой позе, он должен произнести такбир. Проговаривать его необходимо вслух, причём необязательно делать это в полный голос. В исламе возвеличивать Аллаха можно шёпотом, но так, чтобы верующий слышал сам себя.

Затем он ладонью правой руки накрывает левую, обхватив запястье мизинцем и большим пальцем, опускает руки чуть-чуть ниже пупка и читает первую суру Корана «Аль-Фатиха». По желанию мусульманин может проговорить дополнительно ещё одну главу из Священного Писания.

Затем следует поясной поклон, выпрямление и саджда. Далее мусульманин разгибает спину, оставаясь в коленопреклонённой позе, ещё раз падает ниц перед Аллахом и вновь выпрямляется. На этом исполнение раката заканчивается.

Второй ракат фаджр-намаза

Циклы, входящие в утренний намаз (фаджр), исполняются по-разному. Во втором ракате не нужно проговаривать ният. Мусульманин становится в позу кыям, сложив руки на груди, как в первом цикле, начинает проговаривать суру «Аль-Фатиха».

Затем он совершает два земных поклона и садится на ноги, сдвинутые в правую сторону. В такой позе нужно произнести дуа «Ат-тахият».

По окончании проговаривает таслим. Его он произносит дважды, поворачивая голову сначала в сторону правого плеча, затем левого.

На этом заканчивается намаз. Фаджр выполняется и мужчинами, и женщинами. Однако исполняют они его по-разному.

Как выполняют утренний намаз женщины?

При выполнении первого раката женщина должна держать руки на уровне плеч, в то время как мужчина поднимает их до ушей.

Поясной поклон она совершает не такой глубокий, как мужчина, и руки во время прочтения суры «Аль-Фатиха» она складывает на груди, а не ниже пупка.

Правила исполнения молитвы незначительно отличаются от мужских. Помимо них, мусульманка должны знать, что её запрещено совершать во время менструации (хайд) или послеродового кровотечения (нифас). Только очистившись от скверны, она сможет исполнить намаз правильно, в ином случае женщина станет грешницей.

Что делать человеку, пропустившему утренний намаз?

Стоит коснуться ещё одного важного вопроса. Что делать мусульманину, который пропустил утренний намаз? В такой ситуации следует учитывать причину, по которой он допустил подобную оплошность. От того, уважительная она или нет, зависят дальнейшие действия человека. Например, если мусульманин поставил будильник, специально отправился спать пораньше, но вопреки всем своим действиям проспал, выполнить свой долг перед Всевышним он может в любое свободное время, поскольку, по сути, он не виноват.

Однако, если причина была неуважительной, то правила иные. Молитва фаджр должна быть выполнена как можно быстрее, но не в те временные периоды, когда намаз строго-настрого запрещено совершать.

Когда намаз совершать нельзя?

В сутках несколько таких промежутков, в течение которых молиться крайне нежелательно. К ним относятся периоды

  • после прочтения утреннего намаза и до восхода солнца;
  • в течение 15 минут после рассвета, пока светило не поднимется в небе на высоту одного копья;
  • когда оно находится в зените;
  • после прочтения асра (послеполуденный намаз) до заката.

В любое другое время возместить намаз можно, но лучше не пренебрегать священным действом, ведь прочитанная вовремя предрассветная молитва, в которую человек вложил сердце и душу, как говорил пророк Мухаммед, лучше, чем весь мир, значимее, чем всё, что его наполняет. Мусульманин, совершающий фаджр на восходе, не попадёт в ад, а будет удостоен великих наград, которыми одарит его Аллах.